ОП.07 Основы микропроцессорных систем управления в энергетике

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микропроцессорных систем в
энергетике.» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО) 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий (базовая подготовка) (приказ Минобрнауки
России № 44 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N
49991.) и примерной основной образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр. 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 11

стр. 5

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Основы микропроцессорных систем в энергетике»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.07 Основы микропроцессорных систем в энергетике»
является частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Основы микропроцессорных систем в энергетике»
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01–ОК07, ОК09-ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК

Умения

ПК 1.1–1.4
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5

Уметь:
- составлять функциональные
и структурные схемы
управления различными
электроэнергетическими
объектами;
- выбирать средства
технической реализации
микропроцессорных систем
управления;
- программировать
микропроцессорные системы
управления на основе ПЛК
широкого применения.

ОК01-ОК07
ОК09-ОК10

Знания
Знать:
-основные электроэнергетические
объекты, для которых актуально
применение микропроцессорных
систем управления (МСУ);
- функциональные и структурные
схемы объектов и систем;
- принципы цифровой обработки
информации;
- принципы построения
микропроцессорных устройств
обработки информации и
программируемых логических
контроллеров;
- типовые конфигурации
микропроцессорных систем
управления и систем обработки
данных, применяемых на
электроэнергетических объектах;
- структуру и принципы организации
программного обеспечения
микропроцессорных устройств
обработки информации и
программируемых
логических контроллеров.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
48

в том числе:
теоретическое обучение

18

лабораторные работы

12

практические занятия

12

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
Содержание учебного материала и формы организации
и тем
деятельности обучающихся

1

2
1-2. Общая характеристика дисциплины, ее цели и задачи.
Введение
Приоритетные направления науки и техники в области
информационных
и
производственных
технологий;
энергосберегающая технология в системах автоматического
управления, контроля и защиты установок и энергосистем.
Понятие об информационной и энергетической электронике.
Раздел 1. Типовые узлы и устройства микропроцессоров и микро- ЭВМ
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
3-4. Обобщенная схема мультиплексора. Функционирование
Мультиплексоры.
мультиплексора на четыре входа и один выход (4→1).
Демультиплексоры.
Пирамидальное каскадирование мультиплексоров. Обобщенная
схема демультиплексора. Структура демультиплексора на
элементахИ, реализующая уравнение 16 входов на 3 выхода
(16→3).
В том числе, лабораторные работы
5-6. Лабораторная работа № 1. Исследование логических элементов
7-8. Лабораторная работа № 2.Исследование преобразователей
кодов. Мультиплексоры и демультиплексоры.
Тема 1.2 Сумматоры

Содержание учебного материала
9-10. Одноразрядный сумматор на два входа. Одноразрядный
сумматор на три входа. Сумматор (чисел) последовательного
действия. Сумматор (чисел) параллельного действия.

Уровень
освоения

Объем
в часах

3
1

4
2

21
6
1

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

4
2
2

4
1

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,

6

Тема 1.3 Регистры

Тема 1.4 Счетчики
импульсов

Тема 1.5
Запоминающие
устройства

В том числе, лабораторные работы
11-12. Лабораторная работа №3. Исследование работы двоичного
сумматора
Содержание учебного материала
13-14. Общие сведения о регистрах. Функциональная схема приема
и передачи кода из одного регистра в другой. Функциональная
схема сдвигающего регистра, выполненного на двухтактных Dтриггерах. Схема четырехразрядного регистра сдвига на RSтриггерах.
В том числе, лабораторные работы
15-16. Лабораторная работа №4. Исследование работы регистра
К155ИР1
Содержание учебного материала
17-18. Основные определения и виды счетчиков. Суммирующий
счетчик. Вычитающий счетчик. Реверсивный счетчик.
В том числе, лабораторные работы
19-20. Лабораторная работа №5. Исследование работы двоичного
счетчика импульсов
Содержание учебного материала
21.
Оперативные
запоминающие
устройства
(ОЗУ).
Функциональная схема ОЗУ на 64 бита с адресной организацией
выборки. Постоянные ЗУ.
В том числе, лабораторные работы
22-23. Лабораторная работа №6 Исследование работы
операционного запоминающего устройства

Раздел 2. Микропроцессорные системы управления (МСУ)
Тема 2.1 Основы
Содержание учебного материала
микропроцессорных
24. Характеристика микропроцессоров. Технологии изготовления.
систем
Виды аналого-цифровых преобразователей и их особенности.
Основные характеристики АЦП. Принципы построения АЦП.
Интегральные микросхемы АЦП.

2

ОК9-ОК10.

4

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

2

1

2
2
4
1
2
2
3
1

2

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

2

1

2
2

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

7

25. Назначение классификация и основные параметры ЦАП.
Принципы построения ЦАП. Серийные микросхемы ЦАП.
Раздел 3. Программное обеспечение
Тема 3.1 Программное
обеспечение (ПО) МСУ.

Тема 3.2. Программное
обеспечение OWEN
Logic

Тема 3.3.
Программируемые
логические реле ONI
PLR-S

Содержание учебного материала
26. Операционные системы реального времени, коммуникационное
ПО, прикладное ПО. Структура ПО МСУ. Функции компонентов
ПО. Особенности функционирования ПО в режиме реального
времени.
Содержание учебного материала
27.
Основные
характеристики.
Принцип
выполнения
коммутационной программы.
28. Элементы управления программы. Создание нового проекта и
его сохранение.
В том числе, практические занятия
29-30-31-32. Практическая работа №1. Создание нового проекта
и сохранение его.
33-34-35-36. Практическая работа № 2. Создание программы
управления электродвигателем подъемного устройства.
Содержание учебного материала
37-38. Варианты исполнения. Технические характеристики. Схемы
подключения.
В том числе, практические занятия

1
17
1
1

10
1
1

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

8
2
2
6
1

39-40-41-42. Практическая работа № 3.Установка программы.
2
Интерфейс программы.
3
Промежуточная аттестация 43-44-45-46-47-48. Устный экзамен.
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

4

ПК 1.1–1.4,
ПК 2.1–2.4
ПК 3.1- 3.5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

6
48

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

8

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: лаборатория «Основ электроники и
микропроцессорной техники», оснащенная оборудованием:
1. лабораторные стенды:
- для снятия характеристик полупроводникового диода;
- для снятия характеристик биполярного транзистора;
- для снятия характеристик операционного усилителя;
- для изучения работы усилительных каскадов на транзисторах;
- для изучения работы электронных генераторов;
- для изучения свойств логических элементов;
-параллельный регистр и программируемые реле;
- двоичный счетчик и двоичный сумматор;
- микропроцессоры
Лабораторное оборудование и приборы: осциллографы, генераторы сигналов,
источники постоянного и переменного напряжения, выпрямители, стабилизаторы,
приборы для измерения электрических величин.
2. Комплект учебно-методической документации; компьютерные обучающие,
контролирующие и профессиональные программы.
техническими средствами обучения:
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением,
интерактивная доска для совместной работы с мультимедиапроектором;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Гусев В.Г., Гусев Ю.М. Электроника и микропроцессорная техника - М.:«Кнорус» ,
2016г.
2. Иванов В.Н., Мартынова И.О. Электроника и микропроцессорная техника - М.:
«Академия», 2016 г.
3. Кузин А.В., Жаворонков М.А. Микропроцессорная техника - М.:Издательский
центр «Академия», 2015г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewli
nk&cid=1491
http://lessonradio.narod.ru/
3.2.3. Дополнительные источники:
1. © М. А. Нсанов, 2018 ISBN 978-5-4493-1881-7Создано в интеллектуальной
издательской системе Ridero
2. Основы компьютерной электроники: учебное пособие для студснтов - Саратов : И:
СТII, 2017.. - 107 с.
3. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных
проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования
ЕСКД)/А.П.Ганенко, Ю.В.Милованов, М.И.Лажаро-М.:Академия.
4. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
5. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
6. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
7. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
10

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Умения:
- составлять функциональные и
структурные схемы управления
различными электроэнергетическими
объектами ;
- выбирать средства технической
реализации микропроцессорных
систем управления;
- программировать
микропроцессорные системы
управления на основе ПЛК широкого
применения.

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрация умений
составлять функциональные и
структурные схемы
управления различными
электроэнергетическими
объектами
Демонстрация умений
выбирать средства
технической реализации
микропроцессорных систем
управления
Демонстрация умений
программировать
микропроцессорные системы
управления

Экспертная
оценка при
-выполнении
лабораторных
работ и
практических
занятий
- проведении
тестирования,
устных опросов.
-проведении
промежуточной
аттестации.

Знания:
-основные электроэнергетические Демонстрация знаний
Экспертная
объекты, для которых актуально
функциональных и
оценка при
применение микропроцессорных
структурных схем объектов и -выполнении
систем управления (МСУ);
систем
лабораторных
- функциональные и структурные
Демонстрация знаний
работ и
схемы объектов и систем;
принципов цифровой
практических
- принципы цифровой обработки
обработки информации
занятий
информации;
Демонстрация знаний
- проведении
- принципы построения
микропроцессорных
тестирования,
микропроцессорных устройств
устройств обработки
устных опросов.
обработки информации и
информации и
-проведении
программируемых логических
программируемых
промежуточной
контроллеров;
логических контроллеров
аттестации.
- типовые конфигурации
Демонстрация знаний
микропроцессорных систем
структуры и принципов
управления и систем обработки
организации программного
данных, применяемых на
обеспечения
электроэнергетических объектах;
микропроцессорных
- структуру и принципы
устройств
организации программного
обработки информации и
обеспечения микропроцессорных
программируемых
устройств обработки информации и
логических контроллеров.
программируемых логических
контроллеров.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1.
Правильно определил цель работы;
2.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением
последовательности проведения экспериментов и измерений;

необходимой
11

3.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4.
Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
5.
Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера,
но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно.

12

-Оценка
индивидуальных
образовательных
достижений
по
результатам
промежуточной аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические
вопросы. Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при выполнении
упражнений, иных заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические
вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими
неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками
применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на
большинство дополнительных вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного
материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал
удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и
умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на
дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и
при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень
знаний и умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на
дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».