Рабочая программа учебной дисциплины «Электрические измерения.» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж, наладка
и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая
подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в
Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
стр. 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 11
стр. 5
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электрические измерения» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Электрические измерения» обеспечивает формирование профессиональных
и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01–ОК07, ОК09-ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2
ПК 4.2,
ПК 4.4,
ПК 5.2
ОК01 –ОК07,
ОК09 -ОК10
Умения
Знания
- составлять измерительные
схемы;
- выбирать средства измерений;
- измерять с заданной
точностью различные
электротехнические величины;
- определять значение
измеряемой величины и
показатели точности
измерений;
- основных методов и средств
измерения электрических величин;
- основных видов измерительных
приборов и принципов их работы;
- о влиянии измерительных приборов
на точность измерения;
- принципов автоматизации
измерений;
- условных обозначений и маркировки
измерений;
- о назначении и области применения
измерительных устройств.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
44
в том числе:
теоретическое обучение
22
лабораторные работы
10
практические занятия
6
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация в форме устного экзамена по билетам
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Электрические измерения"
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
ОП.06 Электрические измерения
2
1-2. Общая характеристика дисциплины, ее цели и задачи,
место и роль в системе получаемых знаний. Связь с другими
учебными дисциплинами. Краткий исторический обзор
развития метрологии. Приоритетные направления науки и
техники в области метрологии. Структура метрологического
обеспечения измерений.
Раздел 1. Основные сведения о метрологии, измерениях и средствах измерений.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Измерения
3-4. Физические свойства и величины. Международная
физических величин
система единиц. Основные характеристики измерений. Виды
измерений. Основные методы измерений.
Средства измерений. Элементарные средства измерений.
Комплексные средства измерений.
Тема 1.2 Основы
Содержание учебного материала
нормирования
5-6. Погрешности результата измерений, средств измерений.
параметров
Абсолютные, относительные и приведенные погрешности.
точности.
Погрешности по характеру проявления.
7-8. Представление результатов измерений. Правила
округления результатов и погрешностей измерений.
Классы точности средств измерений. Характерные случаи
вычисления погрешностей средств измерений.
Введение
Уровень
освоения
Объем
в часах
3
4
44
1
2
12
2
1
6
1
1
В том числе, практических занятий.
Тема 1.3 Виды
9-10. Практическая работа № 1. Вычисление погрешностей
средств измерений.
Содержание учебного материала
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3, ПК 3.2
ПК 4.2, ПК 4.4, ПК 5.2
ОК01–ОК07,
ОК09-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2
ПК 4.2, ПК 4.4
ПК 5.2
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
2
2
4
ПК 1.1–1.3,
6
11-12. Исключение систематических погрешностей из
результатов наблюдений. Прямые однократные измерения с
точным
оцениванием
погрешностей.
Определение
инструментальной составляющей погрешности измерения.
Линейные косвенные измерения. Нелинейные косвенные
измерения
В том числе, практических занятий.
13-14. Практическая работа № 2. Определение
инструментальной составляющей погрешности измерения.
Раздел 2. Средства измерений электрических величин
измерений
Тема 2.1 Приборы для
измерения напряжения,
силы тока,
сопротивления.
Содержание учебного материала
15.Измерение напряжения. Измерение переменного
напряжения и тока. Количественные соотношения между
различными значениями ряда распространенных сигналов.
16. Электромеханические приборы. Магнитоэлектрические
приборы с преобразователями переменного тока в
постоянный. Мегомметры, измерители сопротивления
изоляции.
17. Классификация электронных вольтметров. Структурные
схемы аналоговых вольтметров. Принцип работы цифровых
измерительных приборов.
2
2
12
5
1
1
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
1
В том числе лабораторных работ
Тема 2.2 Техника
измерения
напряжения и тока
ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
1
2
18-19. Лабораторная работа № 1. Измерение сопротивления
заземления, сопротивления изоляции. Измерение
сопротивления заземления электроустановки. Измерение
сопротивления изоляции между фазами и фазами на корпус
трехфазного асинхронного электродвигателя.
Содержание учебного материала
2
20. Порядок выбора прибора. Прямое измерение силы тока.
Измерение силы тока косвенным методом с помощью
электронных вольтметров. Особенности измерения малых
напряжений и силы токов. Поверка средств измерений.
В том числе, практических занятий и лабораторных
1
7
6
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
7
работ
21-22. Практическая работа № 3. Расчет шунтов и
добавочных сопротивлений
23-24. Лабораторная работа № 2. Поверка щитовых
электроизмерительных приборов. Составление поверочной
схемы. Обработка результатов измерений.
25-26. Лабораторная работа № 3. Поверка комбинированных
электроизмерительных приборов. Составление поверочной
схемы. Обработка результатов измерений. Оформление
заключения о годности или непригодности прибора.
Раздел 3 Радиоизмерительные приборы
Тема 3.1 Приборы для
Содержание учебного материала
измерения частоты и
27. Общие сведения о генераторах. Измерительные LC формы
генераторы. RC – генераторы. Упрощенная структурная
сигналов.
схема универсального
осциллографа.
28. Общие сведения об измерение частоты и времени.
Принцип действия резонансного метода. Гетеродинный
метод. Принцип действия цифрового частотомера.
29. Понятие фазы и фазового сдвига. Цифровые фазометры.
Микропроцессорные
фазометры.
Электродинамические
ваттметры.
В том числе, практических занятий и лабораторных
работ
30-31. Лабораторная работа № 4. Измерения параметров
сигналов с помощью осциллографа. Подготовка к работе
осциллографа. Замер параметров
непрерывных и импульсных сигналов.
32-33. Лабораторная работа № 5. Измерение активной
мощности, потребляемой нагрузкой.
Раздел 4 Измерение неэлектрических величин
Тема 4.1 Первичные
Содержание учебного материала
ОК9-ОК10
2
2
2
7
7
1
1
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
1
4
2
2
5
2
ПК 1.1–1.3,
8
электрические
преобразователи
34-35. Достоинства электрических методов измерения
неэлектрических величин. Классификация параметрических
преобразователей и чувствительных элементов (датчиков).
Счетчики расхода электроэнергии
1
Тема 4.2.
Электромеханические,
электромагнитные и
тепловые преобразователи
Содержание учебного материала
36-37.Принцип
действия,
конструкция,
достоинства,
1
недостатки,
область
применения
генераторных
преобразователей неэлектрических величин: индукционных,
термоэлектрических, пьезоэлектрических и фотоэлектронных.
38. Особенности конструкции вторичных приборов
1
3
39-40-41-42-43-44. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена по билетам.
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
3
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
ПК 4.2, ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
ПК 4.3, ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
6
44
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатории «Электрические
измерения», оснащенный оборудованием:
- рабочие места для обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по Электрическим измерениям;
- комплект учебно-лабораторного оборудования «Электрические измерения и основы
Метрологии»
-лабораторное оборудование и приборы: осциллографы, генераторы сигналов,
источники постоянного и переменного напряжения, выпрямители, стабилизаторы,
приборы для измерения электрических величин;
- инструкции, плакаты по безопасности труда и электробезопасности;
техническими средствами обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
- учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды (мультимедиа
презентаций) по темам учебной дисциплины).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Физические основы измерений Рачков М.Ю. Издательство: Юрайт:- 2019, 146 с.
2. Микропроцессорные счетчики электроэнергии Лебедев В.И. Издательство: ДМК
Пресс 2017, -196 с.
3. Контроль параметров аналоговых микросхем, силовых диодов и транзисторов
Дракин А.Ю., Зотин В.Ф., Потапов Л.А. И; - Лань 2018, - 284 с.
4. ГОСТ Р 8.000—2000. Государственная система обеспечения единства измерений.
Основные положения.
5. ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений.
Методики выполнения измерений.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.toroid.ru/toe.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/IEEE
http://www.electrolibrary.info/
http://www.electrik.org/
http://www.eleczon.ru/step.html
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Средства электрических измерений и их поверка Ким К.К.(ред.) И: Лань 2018,
-315с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
- основных методов и средств
измерения электрических
величин;
- основных видов измерительных
приборов и принципов их
работы;
- о влиянии измерительных
приборов на точность
измерения;
- принципов автоматизации
измерений;
- условных обозначений и
маркировки измерений;
- о назначении и области
применения измерительных
устройств.
Умения
- составлять измерительные
схемы;
- выбирать средства измерений;
- измерять с заданной точностью
различные электротехнические
величины;
- определять значение
измеряемой величины и
показатели точности измерений;
Критерии оценки
Методы оценки
Демонстрация знаний
основных методов и
средства измерений
электрических величин
Демонстрация знаний
основных видов
измерительных приборов и
принципы их работы
Демонстрация знаний по
условным обозначениям и
маркировке
электроизмерительных
приборов
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации
Демонстрация умений
составлять измерительные
схемы и измерять с
заданной точностью
различные
электротехнические
величины
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучащийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
11
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучащийся:выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучащийся:
Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
1. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
2. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера,
но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
3. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучащийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
-Оценка
индивидуальных
промежуточной аттестации.
образовательных
достижений
по
результатам
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические
вопросы. Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при выполнении
упражнений, иных заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
12
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические
вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими
неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками
применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на
большинство дополнительных вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного
материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал
удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и
умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на
дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и
при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень
знаний и умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на
дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов
13