ОП.06 Электрические измерения

Рабочая программа учебной дисциплины «Электрические измерения.» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж, наладка
и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая
подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в
Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр. 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 11

стр. 5

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электрические измерения» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Электрические измерения» обеспечивает формирование профессиональных
и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01–ОК07, ОК09-ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2
ПК 4.2,
ПК 4.4,
ПК 5.2
ОК01 –ОК07,
ОК09 -ОК10

Умения

Знания

- составлять измерительные
схемы;
- выбирать средства измерений;
- измерять с заданной
точностью различные
электротехнические величины;
- определять значение
измеряемой величины и
показатели точности
измерений;

- основных методов и средств
измерения электрических величин;
- основных видов измерительных
приборов и принципов их работы;
- о влиянии измерительных приборов
на точность измерения;
- принципов автоматизации
измерений;
- условных обозначений и маркировки
измерений;
- о назначении и области применения
измерительных устройств.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
44

в том числе:
теоретическое обучение

22

лабораторные работы

10

практические занятия

6

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена по билетам

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Электрические измерения"
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
ОП.06 Электрические измерения

2

1-2. Общая характеристика дисциплины, ее цели и задачи,
место и роль в системе получаемых знаний. Связь с другими
учебными дисциплинами. Краткий исторический обзор
развития метрологии. Приоритетные направления науки и
техники в области метрологии. Структура метрологического
обеспечения измерений.
Раздел 1. Основные сведения о метрологии, измерениях и средствах измерений.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Измерения
3-4. Физические свойства и величины. Международная
физических величин
система единиц. Основные характеристики измерений. Виды
измерений. Основные методы измерений.
Средства измерений. Элементарные средства измерений.
Комплексные средства измерений.
Тема 1.2 Основы
Содержание учебного материала
нормирования
5-6. Погрешности результата измерений, средств измерений.
параметров
Абсолютные, относительные и приведенные погрешности.
точности.
Погрешности по характеру проявления.
7-8. Представление результатов измерений. Правила
округления результатов и погрешностей измерений.
Классы точности средств измерений. Характерные случаи
вычисления погрешностей средств измерений.
Введение

Уровень
освоения

Объем
в часах

3

4
44

1
2

12
2
1

6
1

1

В том числе, практических занятий.

Тема 1.3 Виды

9-10. Практическая работа № 1. Вычисление погрешностей
средств измерений.
Содержание учебного материала

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3, ПК 3.2
ПК 4.2, ПК 4.4, ПК 5.2
ОК01–ОК07,
ОК09-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2
ПК 4.2, ПК 4.4
ПК 5.2
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

2
2
4

ПК 1.1–1.3,
6

11-12. Исключение систематических погрешностей из
результатов наблюдений. Прямые однократные измерения с
точным
оцениванием
погрешностей.
Определение
инструментальной составляющей погрешности измерения.
Линейные косвенные измерения. Нелинейные косвенные
измерения
В том числе, практических занятий.
13-14. Практическая работа № 2. Определение
инструментальной составляющей погрешности измерения.
Раздел 2. Средства измерений электрических величин
измерений

Тема 2.1 Приборы для
измерения напряжения,
силы тока,
сопротивления.

Содержание учебного материала
15.Измерение напряжения. Измерение переменного
напряжения и тока. Количественные соотношения между
различными значениями ряда распространенных сигналов.
16. Электромеханические приборы. Магнитоэлектрические
приборы с преобразователями переменного тока в
постоянный. Мегомметры, измерители сопротивления
изоляции.
17. Классификация электронных вольтметров. Структурные
схемы аналоговых вольтметров. Принцип работы цифровых
измерительных приборов.

2
2
12
5
1

1

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10

1

В том числе лабораторных работ

Тема 2.2 Техника
измерения
напряжения и тока

ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10

1

2

18-19. Лабораторная работа № 1. Измерение сопротивления
заземления, сопротивления изоляции. Измерение
сопротивления заземления электроустановки. Измерение
сопротивления изоляции между фазами и фазами на корпус
трехфазного асинхронного электродвигателя.
Содержание учебного материала

2

20. Порядок выбора прибора. Прямое измерение силы тока.
Измерение силы тока косвенным методом с помощью
электронных вольтметров. Особенности измерения малых
напряжений и силы токов. Поверка средств измерений.
В том числе, практических занятий и лабораторных

1

7

6

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
7

работ
21-22. Практическая работа № 3. Расчет шунтов и
добавочных сопротивлений
23-24. Лабораторная работа № 2. Поверка щитовых
электроизмерительных приборов. Составление поверочной
схемы. Обработка результатов измерений.
25-26. Лабораторная работа № 3. Поверка комбинированных
электроизмерительных приборов. Составление поверочной
схемы. Обработка результатов измерений. Оформление
заключения о годности или непригодности прибора.
Раздел 3 Радиоизмерительные приборы
Тема 3.1 Приборы для
Содержание учебного материала
измерения частоты и
27. Общие сведения о генераторах. Измерительные LC формы
генераторы. RC – генераторы. Упрощенная структурная
сигналов.
схема универсального
осциллографа.
28. Общие сведения об измерение частоты и времени.
Принцип действия резонансного метода. Гетеродинный
метод. Принцип действия цифрового частотомера.
29. Понятие фазы и фазового сдвига. Цифровые фазометры.
Микропроцессорные
фазометры.
Электродинамические
ваттметры.
В том числе, практических занятий и лабораторных
работ
30-31. Лабораторная работа № 4. Измерения параметров
сигналов с помощью осциллографа. Подготовка к работе
осциллографа. Замер параметров
непрерывных и импульсных сигналов.
32-33. Лабораторная работа № 5. Измерение активной
мощности, потребляемой нагрузкой.
Раздел 4 Измерение неэлектрических величин
Тема 4.1 Первичные

Содержание учебного материала

ОК9-ОК10
2
2

2

7
7
1

1

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.3
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10

1

4
2

2
5
2

ПК 1.1–1.3,
8

электрические
преобразователи

34-35. Достоинства электрических методов измерения
неэлектрических величин. Классификация параметрических
преобразователей и чувствительных элементов (датчиков).
Счетчики расхода электроэнергии

1

Тема 4.2.
Электромеханические,
электромагнитные и
тепловые преобразователи

Содержание учебного материала
36-37.Принцип
действия,
конструкция,
достоинства,
1
недостатки,
область
применения
генераторных
преобразователей неэлектрических величин: индукционных,
термоэлектрических, пьезоэлектрических и фотоэлектронных.
38. Особенности конструкции вторичных приборов
1
3
39-40-41-42-43-44. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена по билетам.
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

3

ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
ПК 4.2, ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
ПК 4.3, ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10

6
44

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатории «Электрические
измерения», оснащенный оборудованием:
- рабочие места для обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по Электрическим измерениям;
- комплект учебно-лабораторного оборудования «Электрические измерения и основы
Метрологии»
-лабораторное оборудование и приборы: осциллографы, генераторы сигналов,
источники постоянного и переменного напряжения, выпрямители, стабилизаторы,
приборы для измерения электрических величин;
- инструкции, плакаты по безопасности труда и электробезопасности;
техническими средствами обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
- учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды (мультимедиа
презентаций) по темам учебной дисциплины).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Физические основы измерений Рачков М.Ю. Издательство: Юрайт:- 2019, 146 с.
2. Микропроцессорные счетчики электроэнергии Лебедев В.И. Издательство: ДМК
Пресс 2017, -196 с.
3. Контроль параметров аналоговых микросхем, силовых диодов и транзисторов
Дракин А.Ю., Зотин В.Ф., Потапов Л.А. И; - Лань 2018, - 284 с.
4. ГОСТ Р 8.000—2000. Государственная система обеспечения единства измерений.
Основные положения.
5. ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений.
Методики выполнения измерений.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.toroid.ru/toe.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/IEEE
http://www.electrolibrary.info/
http://www.electrik.org/
http://www.eleczon.ru/step.html
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Средства электрических измерений и их поверка Ким К.К.(ред.) И: Лань 2018,
-315с.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
- основных методов и средств
измерения электрических
величин;
- основных видов измерительных
приборов и принципов их
работы;
- о влиянии измерительных
приборов на точность
измерения;
- принципов автоматизации
измерений;
- условных обозначений и
маркировки измерений;
- о назначении и области
применения измерительных
устройств.
Умения
- составлять измерительные
схемы;
- выбирать средства измерений;
- измерять с заданной точностью
различные электротехнические
величины;
- определять значение
измеряемой величины и
показатели точности измерений;

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрация знаний
основных методов и
средства измерений
электрических величин
Демонстрация знаний
основных видов
измерительных приборов и
принципы их работы
Демонстрация знаний по
условным обозначениям и
маркировке
электроизмерительных
приборов

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации

Демонстрация умений
составлять измерительные
схемы и измерять с
заданной точностью
различные
электротехнические
величины

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучащийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
11

5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучащийся:выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучащийся:
Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
1. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
2. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера,
но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
3. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучащийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
-Оценка
индивидуальных
промежуточной аттестации.

образовательных

достижений

по

результатам

«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические
вопросы. Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при выполнении
упражнений, иных заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
12

«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические
вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими
неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками
применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на
большинство дополнительных вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного
материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал
удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и
умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на
дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и
при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень
знаний и умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на
дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».