ОП.04 Основы электроники

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроники» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий (базовая подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года,
зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной
образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр. 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 11

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04 Основы электроники»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.04 Основы электроники» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Основы электроники» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК01- ОК07, ОК09 -ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.1,
ПК 4.2
ПК 5.1
ОК01-ОК07,
ОК09-ОК11

- определять параметры
полупроводниковых приборов и
типовых электронных каскадов по
заданным условиям;
- производить простейшие
расчеты усилительных каскадов;
- производить расчет
выпрямительных устройств.

- принципов действия и устройства
электронной, микропроцессорной
техники и микроэлектроники, их
характеристики и область применения;
- основ работы фотоэлектронных и
оптоэлектронных приборов;
- по общим сведениям об
интегральных микросхемах.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
64

в том числе:
теоретическое обучение

51

лабораторные работы

6

практические занятия
контрольные работы

1
3

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена (тестирование)

3

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Основы электроники"
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации
разделов и тем
деятельности обучающихся

1

2
1-2. Общая характеристика дисциплины, ее цели и задачи. Краткий
Введение
исторический обзор развития электронной техники. Приоритетные
направления науки и техники в области информационных и
производственных технологий; энергосберегающая технология в
системах автоматического управления, контроля и защиты
установок и энергосистем. Понятие об информационной и
энергетической электронике.
Раздел 1. Элементная база электронной техники
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Физические процессы 3-4. Электропроводность полупроводников: собственная
в полупроводниках
проводимость, примесная проводимость. Электронно-дырочный
переход, токи, протекающие через p-n переход. Свойства p-n
перехода. Вольт-амперная характеристика p-n перехода.
Тема 1.2

Полупроводниковые
диоды

Содержание учебного материала
5-6. Классификация и условное обозначение полупроводниковых
диодов. Конструкция полупроводниковых диодов. ВАХ и основные
параметры диодов.
7-8. Плоскостные и точечные диоды, обращенные
полупроводниковые диоды. Туннельные диоды, варикапы,
инжекционное-пролетные диоды стабилитроны, варикапы.
Полупроводниковые резисторы (варисторы, термисторы).
В том числе, лабораторных работ
9-10. Лабораторная работа №1. Исследование
полупроводникового диода. Снятие прямой и обратной ветвей
ВАХ диода. Определение прямого и обратного сопротивления
диода. методом узлового напряжения

Уровень
освоения

Объем
в часах

3
1

4
2

16
2
1

6

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
5
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК11.

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
ПК 4.2 ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
ПК 1.1–1.3,

1

1

2
2

ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

6

Тема 1.3 Транзисторы

Тема 1.4 Тиристоры

Содержание учебного материала
11-12. Биполярные транзисторы: принцип действия и основные
параметры биполярных транзисторов; статические вольт-амперные
характеристики транзистора. Классификация и маркировка
транзисторов. Схемы включения транзисторов. Составные
транзисторы.
13-14. Полевые транзисторы, принцип построения. Устройство и
принцип работы транзистора с управляющим p-n переходом и МОПтранзистора, графические обозначения, схемы включения, основные
параметры.
Маркировка
полевых
транзисторов,
области
применения.
В том числе, лабораторных работ
15-16. Лабораторное занятие №2. Исследование биполярного и
полевого транзисторов.
Снятие выходной характеристики биполярного транзистора. Снятие
переходной и выходной характеристик полевого транзистора.
Расчет
параметров транзисторов.
Содержание учебного материала
17. Основные типы и условно-графическое обозначение тиристоров.
Устройство, принцип работы, параметры динисторов и тиристоров.
Вольт-амперные характеристики. Области применения тиристоров и
основные схемы включения, маркировка тиристоров. Симисторы.

18. Контрольная работа №1
Раздел 2. Аппаратные средства информационной электроники
Тема 2.1 Электронные
усилители

Содержание учебного материала
19-20. Классификация усилителей. Основные технические
характеристики усилителей. Принцип построения усилителей.
21-22. Предварительный каскад УНЧ. Выходной каскад УНЧ.
Обратная связь в усилителях. Межкаскадные связи.
23-24. Усилители постоянного тока. Импульсные и избирательные
усилители.

6
1

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7, ОК9-ОК10

1

2
2

1
1

3

1
20
10

1
1
1

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.4,
ПК 3.2–3.4, ПК 4.1,
ПК 4.2 ПК 5.1
ОК1–ОК7, ОК9 ОК10

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7, ОК9-ОК10

7

25. Назначение и принцип действия усилителей мощности.
Однотактные и двухтактные усилители мощности. Усилители
мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном
исполнении.
Операционные усилители: основные параметры, принцип
построения и схемы включения.

Тема 2.2 Электронные
генераторы

Тема 2.3 Импульсные
устройства

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
26-27. Лабораторное занятие № 3. Исследование усилительного
каскада с общим
эммитером. Снятие амплитудной
характеристики. Снятие частотной характеристики. Измерение
параметров режима покоя.
28. Практическое занятие № 1. Расчет усилительного каскад
усилителя низкой частоты. Расчет усилительного каскада с
резистивно-емкостной связью и транзистором, включенным по
схеме с общим эмиттером.
Содержание учебного материала
29.Генераторы гармонических колебаний. Условия баланса фаз и
баланса амплитуд.
30. Транзисторный автогенератор типа LC. Кварцевые генераторы.
31. Транзиторный автогенератор типа RC.
32 Генераторы линейно изменяющегося напряжения.

Содержание учебного материала
33. Виды и параметры импульсов. Насыщенные ключи.
Ненасыщенные ключи.
34-35. Общие сведения о генераторах релаксационных колебаний.
36-37. Мультивибратор на транзисторах. Симметричный триггер.
Блокинг-генератор.
38. Контрольная работа №2
Раздел 3 Основы микропроцессорной техники
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Интегральные
39. Общие сведения о интегральных микросхемах. Гибридные ИМС.
микросхемы
Толстопленочные ИМС.

1

3
2

2

4
1
1
1
1
5
1
1
1
3

1

1
14
2

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7, ОК9-ОК10

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3, ПК 4.1,
8

40. Устройство полупроводниковых интегральных микросхем.
Планарно-эпитаксиальная технология изготовления ИМС.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Микропроцессоры и
41-42. Назначение и классификация логических элементов.
микро ЭВМ
Основные параметры логических элементов. Триггеры на
логических элементах: обобщенная схема построения триггеров.
Триггеры типа RS, T, D, JK. Принцип работы. Таблицы переходов.
43-44-45. Мультивибраторы на логических элементах. Схема и
принцип работы мультивибратора на ЛЭ И-НЕ. Схема и принцип
работы мультивибратора на ЛЭ ИЛИ-НЕ.
46-47-48. Классификация и типовая структура микропроцессоров.
Устройство и принцип функционирования микропроцессора.
Микропроцессоры с"жестким" и программируемым принципами
управления. Устройство управления с "жесткой" логикой. Рабочий
цикл процессора. Микропрограммная интерпретация команд
центрального процессора.
49-50-51. Структура построения ЭВМ. Базовая конфигурация
персональных компьютеров, микропроцессоров, программируемых
контроллеров.
Общие сведения о построении типовых схем управления
технологическими процессами и электроприводами на базе микро
ЭВМ.
52. Контрольная работа №3
Раздел 4 Аппаратные средства обеспечения энергетической электроники
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Выпрямительные
53.Классификация и назначение выпрямительных устройств.
устройства
Требования к вентилям. Типовые схемы выпрямления.
54.Параметры выпрямительных схем, временные диаграммы.
Управляемые выпрямители. Способы управления тиристорами.
55-56. Сглаживающие фильтры; их схемы и временные диаграммы,
расчетные значения коэффициента пульсации.
57-58.Расчеты фильтров и выбор их параметров.

1
11
1

1

ПК 4.2 ПК 5.1
ОК1–ОК7, ОК9-ОК10
ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 5.1
ПК 4.1, ПК 4.2
ОК1–ОК7, ОК9-ОК10

1

1

3

1
1
1

1
9
9

ПК 1.1–1.3,
ПК 2.1–2.3,
ПК 3.2–3.3,
ПК 4.1, ПК 4.2
ПК 5.1
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10

1

9

59-60-61. Стабилизаторы напряжения. Параметрические
стабилизаторы. Стабилизаторы компенсационного типа.
Устройство, принцип работы, применение. Интегральные
стабилизаторы напряжения и тока.

1

62-63-64. Промежуточная аттестация в форме экзамена (тестирование)
3
3
Всего
64
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: лаборатория «Основ электроники»,
оснащенная оборудованием:
1. лабораторные стенды:
- для снятия характеристик полупроводникового диода;
- для снятия характеристик биполярного транзистора;
- для снятия характеристик операционного усилителя;
- для изучения работы усилительных каскадов на транзисторах;
- для изучения работы электронных генераторов;
- для изучения свойств логических элементов;
- для изучения маломощных выпрямителей и сглаживающих фильтров;
- для изучения работы вентильных преобразователей;
Лабораторное оборудование и приборы: осциллографы, генераторы сигналов,
источники постоянного и переменного напряжения, выпрямители, стабилизаторы,
приборы для измерения электрических величин.
2. комплект учебно-методической документации; персональные компьютеры;
компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные программы.
техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска для
совместной работы с мультимедиапроектором;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Иванов В.Н., Мартынова И.О. Электроника и микропроцессорная техника - М.:
«Академия», 2016 г.
2. Иванов И.И., Соловьев Г.И., Фролов В.Я. Электротехника и основы электроники Спб.: 2016 г.
3. Основы электроники Учебное пособие / А. М. Водовозов – М.: Инфа-Инженерия,
2016 – 130 с.
4. Иванов И. И., Соловьев Г. И., Фролов В. Я. Электротехника и основы электроники:
Учебник. — 8е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»,2016.— 736 с.: ил. —
(Учебники для вузов Специальная литература)
5. Основы электроники: учебник для СПО / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. 5-е
изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 407 с. — Серия:
Профессиональное образование.
6.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&
cid=1491
http://lessonradio.narod.ru/
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Силовая электроника. Силовые полупроводниковые преобразователи: учеб.
пособие/ Г. Б. Онищенко, - М.: ИНФРА - М. 2018 -122 с.
11

2. Электроника для начинающих / Паоло Аливерти; (пер.с ит.И.В.Потрясиловой). –
Москва: Эксмо, 2018 – 368 с.
3. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных
проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД)/
А.П. Ганенко, Ю.В. Милованов, М.И. Лажаро -М.: Академия,
4. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
5. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
6. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
7. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
- принципов действия и
устройства электронной,
микропроцессорной техники и
микроэлектроники, их
характеристики и область
применения;
- основ работы фотоэлектронных
и оптоэлектронных приборов;
- по общим сведениям об
интегральных микросхемах.

Умения
- определять параметры
полупроводниковых приборов и
типовых электронных каскадов
по заданным условиям;
- производить простейшие
расчеты усилительных каскадов;
- производить расчет
выпрямительных устройств.

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрация знаний
по основным
устройствам
электронной,
микропроцессорной
техники и
микроэлектроники;

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении и защите
лабораторных работ и
практических занятий;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении тестирования;
- выполнении контрольных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации

Демонстрация умений
определять параметры
полупроводниковых
приборов и типовых
электронных каскадов
Демонстрация умений
производить расчеты
усилительных каскадов
и выпрямительных
устройств.

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении и защите
лабораторных работ и
практических занятий;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведение
промежуточной аттестации

12

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся: выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения
эксперимента и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не
выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";

13

4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.

-Оценка тестирования в ходе текущей и промежуточной аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».