Программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и
эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного
приказ Минобрнауки России от 23 января 2018 г. № 44 (зарегистрировано в Минюсте России
09.02.2018 № 49991) и примерной основной образовательной программы (ПООП)
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» (от 09.11.2016 №788ПП).
- Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины, циклов
ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП
- Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
- Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации.
- Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»
Организация-разработчик ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина"
Разработчик:
Сергеева Светлана Александровна, преподаватель 1 квалификационной категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ 15
ОСВОЕНИЯ 16
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий. Программа входит в укрупненную группу специальности: 08.00.00 Техника
и технология строительства.
1.1.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Учебная дисциплина «ОГСЭ.01 Основы философии» является обязательной частью
гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная
дисциплина
«Основы
философии»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 - ОК 07, ОК 09
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК 04
ОК.05
ОК.06
ОК 07
ОК 09
Умения
Знания
ориентироваться в истории развития
философского знания;
вырабатывать свою точку зрения и
аргументированно дискутировать по
важнейшим проблемам философии.
применять полученные в курсе
изучения философии знания в
практической, в том числе и
профессиональной, деятельности.
основных философских учений;
главных философских терминов и
понятий
проблематики и предметного поля
важнейших философских
дисциплин
традиционные общечеловеческие
ценности.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
56
54
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем в
часах
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
1-1 Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов
«философия» и
мировоззрения.
его значение
1-2 Функции философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная,
практическая и пр. Проблематика и специфика философии и еѐ метода. Главные
разделы философского знания.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Основной
1-3 Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая
вопрос
стороны. Выделение главных направлений в философии в соответствии с
философии
решением основного вопроса философии.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
4
2
1
2
1
1-4 Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм
объективный и субъективный. Монизм, дуализм и плюрализм. Гностицизм,
скептицизм и агностицизм.
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Восточная
1-5 Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного
философия
сознания в возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь
формирования философии.
Коды
компетенций,
формировани
ю
которых
способствует
элемент
программы
5
2
26
4
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
6
1-6 Философия древней Индии. Веды как памятник предфилософии. Учение о
единстве мироздания. Учение о переселении душ, его влияние на индийскую
культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы. Астика и настика как
противоположные течения индийской философии. Жизнь Будды. Учение о
срединном пути и четырѐх благородных истинах. Основные направления в
буддизме: хинаяна и махаяна. Нагарджуна – представитель буддистской мысли.
1
1-7 Культура Китая, еѐ своеобразие. Представления китайцев о мире, их
китаецентризм. Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка
и ритуала. Традиционализм и ритуалистичность китайской культуры.
Почтительность в культуре Китая. Представления о государстве как семье.
Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и культ
предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги
перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях.
1-8 Лао-Цзы и учение даосизма. Чжуань-цзы.. Конфуций и его учение. «Ицзинь». Представления Конфуция о ритуале, человечности, государстве. Учение
об «исправлении имѐн». Моизм. Философия легизма. ХаньФэй-цзы. Отличие
легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и методов управления
государством.
Тема 2.2.
Античная
философия.
(доклассический
период).
Содержание учебного материала
1-9 Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного
мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь поиска первоначала
(архе).
1-10 Милетская школа философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр).
Диалектика Гераклита. Учение Пифагора: поиски количественных, числовых
закономерностей.
1-11 Элейская школа философии. Учение Парменида о бытии и невозможности
небытия. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о
веществе, пространстве и времени.
1-12 Демокрит и древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий
Зенона. Сопоставление древнего и современного атомизма. Теория гомеомерий
у Анаксагора. Философия Эмпедокла.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
4
1
7
Тема 2.3.
Античная
философия
(классический и
эллинистическоримский
период)
Содержание учебного материала
1-13 Сущность антропологического поворота в античной философии.
Субъективный идеализм софистов. Протагор – человек как мера вещей.
Философия Платона. Философия Аристотеля.
Тема 2.4.
Средневековая
философия.
Содержание учебного материала
1-15 Основные черты средневековой философии, еѐ отличие от античной
философии. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой
философии. Патристика и схоластика – основные этапы развития средневековой
философии. Философия Аврелия Августина. Учение о земном и божественном
градах. Основная проблематика схоластической философии.
1-16 Проблема доказательств бытия Бога. Онтологическое доказательство
Ансельма Кентерберийского и 5 физико-космологических доказательств Фомы
Аквинского. Томизм как наиболее последовательное выражение западной
средневековой философии. Жизненный путь и философия Пьера Абеляра. Спор
номиналистов и реалистов в средневековой философии. «Бритва Оккама» и роль
этого принципа в изживании средневекового мировоззрения.
Содержание учебного материала
Тема 2.5.
Философия
эпохи
Возрождения
1-14 Философия эпохи Эллинизма, еѐ специфика и отличие от классического
этапа развития античной философии. Философская проблематика стоицизма,
эпикуреизма, скептицизма и кинизма. Главные представители этих школ.
Римская философия. Неоплатонизм.
1-17 Основные черты философии эпохи Возрождения, еѐ переходный характер.
Основные направления философии эпохи Возрождения и их представители:
Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Н. Кузанский (учение о совпадении
противоположностей), Л да Винчи, Н. Коперник (гелиоцентрическая система
мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и множестве миров), Г.
Галилей.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
8
Тема 2.6.
Философия
XVII века.
Тема 2.7.
Философия
XVIII века
Тема 2.8.
1-18 Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и
художника. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм как основная черта философии Возрождения. Борьба со
схоластикой. Изменение картины мира в эпоху Возрождения, роль
натурфилософии и естествознания в этом процессе. Социальная философия
Возрождения: Н. Макиавелли. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм
М. Монтеня.
Содержание учебного материала
1-19 Эмпиризм и рационализм Нового времени. Механицизм как
господствующая парадигма познания мира. Философия Ф. Бэкона: критика
схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции. Эмпиризм
Бэкона. Материалистические воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм
Локка, учение о душе как «чистой доске».
1-20 Философия Р. Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод,
поиск рационального порядка, концепция врождѐнных идей, дуализм.
Механистические концепции Р. Декарта и его вклад в развитие науки.
Пантеистические воззрения Б. Спинозы. Рационализм в философии Г.В.Лейбница: принципы тождества, предустановленной гармонии, идеальности
монад, непрерывности. Теодицея и учение нашем мире как лучшем из
возможных.
Содержание учебного материала
1-21 Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в
сравнении с философией прошлого века.
Эмпиризм и рационализм в
философии XVIII века.
И. Ньютон: создание теоретической механики. Субъективный идеализм Д.
Беркли, агностицизм и скептицизм Д. Юма. Философия европейского
Просвещения.
1-22 Характерные черты философии эпохи Просвещения. Французское
Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К.
Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.
Содержание учебного материала
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
2
ОК.01 - ОК 07
9
Немецкая
классическая
философия
1-23 Основные достижения немецкой классической философии. Агностицизм и
субъективный идеализм Иммануила Канта. Элементы материализма в
философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка
категорического императива.
ОК 09
1
1-24 Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа
идей. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской
диалектики. Материалистическое понимание природы и философская
антропология Л. Фейербаха.
Тема 2.9.
Современная
западная
философия.
Тема 2.10.
Русская
философия.
Содержание учебного материала
1-25 Основные черты современной западной философии. Неклассическая
философия жизни как противовес классической рациональной философии.
Философия А. Шопенгауэра. Философия воли к власти Ф. Ницше.
Экзистенциализм.
Истолкование
проблемы
существования
человека.
Религиозный и атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С.
Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю.
1-26 Позитивизм: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль);
«второй позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Р. Карнап, М.
Шлик, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел); постпозитивизм (К. Поппер, Т.
Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Прагматизм Ч. Пирса и его последователей.
Школа психоанализа З. Фрейда и еѐ влияние на философию и культуру.
Содержание учебного материала
1-27 Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты
русской философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов
и его философские взгляды. Философия русского Просвещения.
1-28 Философия А.Н. Радищева и декабристов. Западники и славянофилы (И.В.
Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурно- исторических типов Н.Я.
Данилевского.
Философия революционного демократизма: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды либеральных и
революционных народников.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
4
1
10
1-29 Религиозно – этические искания Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Философия В.С. Соловьѐва: положительное всеединство, София. Философия
Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н.
Булгакова. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева.
1-30 Философия в СССР и современной России.
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Онтология –
1-31 Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и
философское
идеализм о бытии. Специфика понимания бытия в различных направлениях
учение о бытии. философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи. Движение
как неотъемлемый атрибут материи, основные виды движения. Основные
свойства материи.
1-32 Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор
основных теорий пространства и времени. Время физическое, психическое,
биологическое и социальное.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
24
2
1
2
Тема 3.2.
Диалектика –
учение о
развитии.
Законы
диалектики.
Содержание учебного материала
1-33 Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и
использования фактов, их синтеза в целостные философские концепции.
Диалектика как методология, теория и метод познания. Концепция развития в
диалектической философии.
1-34 Категории диалектики: качество, количество, мера, скачок и пр. Законы
диалектики. Диалектика и общая теория мироздания. Диалектический характер
природы, общества и мышления, его отражение в теории современной
философии и науки.
2
Тема 3.3.
Гносеология –
философское
учение о
познании.
Содержание учебного материала
1-35 Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной
части философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные
решения и альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект
и объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание:
понятие, суждение, умозаключение. Творчество. Память и воображение.
2
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
1
11
Тема 3.4.
Философская
антропология о
человеке.
Тема 3.5.
Философия
общества.
Тема 3.6.
Философия
истории.
1-36 Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о
бессознательном. Учение о сознании в историко-философской мысли.
Происхождение сознания и его сущность. Сознание как высшая форма
психического отражения и объективная реальность. Идеальность сознания и его
структура. Общественная природа сознания.
Содержание учебного материала
2
1-37 Философская антропология как научная дисциплина и еѐ предмет.
Проблема человека в истории философской мысли. Биосоциальная сущность
человека. Проблемы антропосоциогенеза. Представление о сущности человека в
истории философской мысли.
1-38 Человек как личность. Сущность характеристик личности. Проблемы
типологии личности. Механизмы социализации личности. Личность и индивид.
Деятельность как способ существования человека. Структура, виды, формы и
уровни деятельности. Свобода как философская категория. Проблема свободы
человека.
Содержание учебного материала
1-39 Социальная философия как знание об обществе. Структура современного
социально – философского знания. Происхождение общества. Сущность
общества. Общество и его структура. Подсистемы общества.
1-40 Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация.
Материальное и духовное в применении к обществу. Общественное бытие и
общественное сознание. Формы общественного сознания. Основные
философские концепции общества. Человек и общество.
Содержание учебного материала
1-41 Сущность идеалистического и материалистического понимания истории.
Вопрос о направленности и движущих силах исторического развития.
Теологическая философия (Августин), объективно-идеалистическая философия
истории (Гегель). Волюнтаризм в философии истории (Т. Карлейль).
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
1-42 Географический и экономический детерминизм в философии истории.
Философия марксизма и современность. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории.
12
Тема 3.7.
Философия
культуры.
Содержание учебного материала
1-43 Определение культуры. Культура как неотъемлемая черта бытия человека,
еѐ связь с деятельностью и социумом. Виды культуры, культура материальная и
духовная. Соотношение культуры и природы как философская проблема.
1-44 Основные теории происхождения культуры (культурогенеза), их связь с
философскими концепциями. Понятие «цивилизация», его взаимоотношение с
понятием «культура». Теории локальных цивилизаций. Воспитательная роль
культуры.
Тема 3.8.
Аксиология как
учение о
ценностях.
Содержание учебного материала
1-45 Учение о ценностях в истории философской мысли. Понятие ценности, как
философской категории. Ценность, ценностная ориентация, ценностная
установка, оценка, оценочное отношение, оценочное суждение.
1
2
1
1-46 Критерии оценки. Классификация ценностей и их основание. Высшие
(абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от
типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей.
Тема 3.9.
Философская
проблематика
этики и
эстетики.
Тема 3.10.
Философия и
религия.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
Содержание учебного материала
1-47 Предмет этики. Соотношение нравственности и морали. Нравственность и
право. Добро и зло как главные категории этики. Проблема долга и
нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория.
Практическое выражение этики в поведении современного человека.
1-48 Предмет эстетики. Специфика эстетического восприятия мира. Связь
эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское
понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое.
Содержание учебного материала
1-49 Определение религии. Философия и религия: сходства и различия.
Классификация философско-религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр.
Виды религиозных воззрений: политеизм и монотеизм. Особенности религий
откровения. Основные черты религиозного мировоззрения. Специфика
религиозных ценностей.
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
13
Тема 3.11.
Философия
науки и
техники.
Тема 3.12.
Философия и
глобальные
проблемы
современности.
1-50 Понимание Бога в различных мировых религиях и философских системах.
Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы совести, реализация
этого принципа в современном мире. И России.
Содержание учебного материала
1-51 Понятие науки. Основные черты научного знания, его отличие от
вненаучного знания. Наука как вид деятельности человека. Структура и
специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные
аспекты научной деятельности. Научные институты.
1-52 Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности.
Требования к личности учѐного и изобретателя.
Этическая сторона научной и технической деятельности. Наука и техника в
современном обществе.
Содержание учебного материала
1-53 Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем.
Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек –
природа»: Экологические глобальные проблемы.
1-54 Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия
массового поражения, рост социального неравенства мировых регионов,
международный терроризм, распространение наркомании и заболеваний. Пути и
способы решения глобальных проблем, роль философии в этом.
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет в виде теста
Всего:
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
1
2
1
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
2
2
3
ОК.01 - ОК 07
ОК 09
56
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Философии и речевых коммуникаций», оснащенный оборудованием:
- 1 доска классная,
- рабочее место педагога (1 стол, 1 стул);
- 15 столов,
- 30 стульев,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- проектор,
- документ-камера,
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы, электронный учебник.
Основные источники:
1. Финогентов В.Н., Рожкова Н.В. Орѐл: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. - 416 с.
2. Тюгашев Е.А. Философия: учебное пособие. - Новосибирск, 2016.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Кохановский В.П. Основы философии : учебник / В.П.Кохановский, Т.П. Матяш, В.П.
Яковлев, Л.В. Жаров ; под ред. В.П. Кохановского. - 15-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 232 с.
- (Средне профессиональное образование).
Интернет-ресурсы:
1. Научный альманах «Философский век» .- [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http//ideashistory.ru.org.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.08.2013).
2. ВЕСТНИК Российского философского общества.- [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://rfo1971.ru/vestnik-rfo/
3. Цифровая библиотека по философии. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://filosof.historic.ru/
4. Электронная
Библиотека
Гумер.
[Электронный
ресурс]:
Режим
доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, а
также итогового тестирования.
Результаты обучения
Знания
основных философских
учений;
главных философских
терминов и понятий,
проблематики и
предметного поля
важнейших философских
дисциплин
традиционные
общечеловеческие
ценности.
Умения
ориентироваться в истории
развития философского
знания;
вырабатывать свою точку
зрения и аргументированно
дискутировать по важнейшим
проблемам философии.
применять полученные в
курсе изучения философии
знания в практической, в том
числе и профессиональной,
деятельности.
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Демонстрация знаний о
роли философии в
жизни человека и
общества, о сущности
процесса познания;
Демонстрация знаний
по главным
философским терминам
и понятиям,
проблематики.
Демонстрация знаний
основных теорий
научной, философской
и религиозной картин
мира.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных работ.
- подготовке и выступлении с
докладом, сообщением
-защите реферата
- сдаче дифференцированного зачета
Демонстрация умений
вырабатывать свою
точку зрения и
аргументированно
дискутировать по
важнейшим проблемам
философии.
Демонстрация умений
ориентироваться в
истории развития
философского знания,
в наиболее общих
философских
проблемах бытия,
познания, ценностей.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных работ.
- подготовке и выступлении с
докладом, сообщением
-защите реферата
- сдаче дифференцированного зачета
Оценка результатов обучения
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
16
нет
определенной
логической
последовательности,
неточно
используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка самостоятельных, проверочных работ по теоретическому курсу:
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением научной терминологии в определенной логической последовательности,
студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу философии, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объѐма задания, но в ней имеются
недочеты;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- обучающийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным
при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объѐм выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объѐма), но допущены существенные неточности;
- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий;
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объѐм выполненной части менее 2/3 от общего объѐма
задания);
- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
17