ПМ 05

1

Рабочая программа профессионального модуля « ПМ 05. Приготовление, оформление и
подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного
ассортимента по профессии 43.01.09 Повар, кондитер является обязательной частью
профессионального цикла основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по профессии 43.01.09. Повар, кондитер,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1569 от 09
12.2016г и ПООП, зарегистрированный в федеральном реестре примерных образовательных
программ СПО Министерства образования Российской Федерации (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №
П-41 от 28.02.2022 рег. № 33), стандартами Ворлдскилс России по компетенции «Поварское дело»,
"Кондитерское дело".

ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О. В. Терёшкина».
РАЗРАБОТЧИК:

Жердева
Ирина
Владимировна,
квалификационной категории.

преподаватель

высшей

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2.СТРУКТУРА
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

СОДЕРЖАНИЕ

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

23

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

27

3

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
«ПМ.05 Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента».
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих
и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер в части
освоения основного вида деятельности (ВД): Приготовление, оформление и подготовка к
реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента»
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
вид профессиональной деятельности «Приготовление, оформление и подготовка к
реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента»
и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции.
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
Развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

ОК 02.
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.09
ОК.10

1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 5
ПК 5.1.
ПК 5.2.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента
Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь,
кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с
инструкциями и регламентами
Осуществлять приготовление и подготовку к использованию отделочных
полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

ПК 5.3.
ПК 5.4.
ПК 5.5.

Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к
реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента
Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к
реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента
Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к
реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента

1.2.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт

Уметь

Знать

подготовки, уборки рабочего места, выбора, подготовки к работе,
безопасной эксплуатации технологического оборудования,
производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных
приборов;
выбора, оценки качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов;
приготовления, хранения фаршей, начинок, отделочных
полуфабрикатов; подготовки отделочных полуфабрикатов
промышленного производства; приготовления, подготовки к
реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том
числе региональных;
порционирования (комплектования), эстетичной упаковки на вынос,
хранения с учетом требований к безопасности;
ведения расчетов с потребителями
рационально организовывать, проводить уборку рабочего места,
выбирать, подготавливать, безопасно эксплуатировать технологическое
оборудование, производственный инвентарь, инструменты,
весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов;
соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов,
подготовки и применения пряностей и приправ;
выбирать, применять, комбинировать способы подготовки сырья,
замеса теста, приготовления фаршей, начинок, отделочных
полуфабрикатов, формования, выпечки, отделки хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий;
хранить, порционировать (комплектовать), эстетично упаковывать на
вынос готовые изделия с учетом требований к безопасности
требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной
санитарии и личной гигиены в организациях питания;
виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического
оборудования, производственного инвентаря, инструментов,
весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ними;
ассортимент, рецептуры, требования к качеству, условия и сроки
хранения хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
методы подготовки сырья, продуктов, приготовления теста,
отделочных полуфабрикатов, формовки, варианты оформления,
правила и способы презентации хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий, в том числе региональных;
правила применения ароматических, красящих веществ, сухих смесей и
готовых отделочных полуфабрикатов промышленного производства;
способы сокращения потерь и сохранения пищевой ценности
продуктов при приготовлении

1.3.Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 650
Из них на освоение МДК 160
в том числе самостоятельная работа 10
практики, в том числе учебная 144
производственная 330

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

-

-

-

Занятия во взаимодействии с преподавателем, час.
Обучение по МДК, час.

Практики

в т.ч.
Произво
лабораторные
курсовая
Всего
Учебная дственн
работы и
проект
ая
практические
(работа)
занятия

Самостоятельная
работа**

2.1.Наименования разделов
профессионального модуля

В т. ч. в форме практ.
подготовки

Коды
профессионал
ьных и общих
компетенций

Суммарный объем
нагрузки, час.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Объем образовательной программы, час

ПК 5.1.-5.5
ОК 01-07, 09,
10

Раздел 1. Организация процессов
приготовления, оформления и
подготовки к реализации
хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий

32

10

22

10

ПК 5.1, 5.2
ОК 01-07, 09,
10

Раздел 2. Приготовление и подготовка к
использованию
отделочных
полуфабрикатов для хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий

30

12

18

12

-

-

ПК 5.1, 5.2,
5.3
ОК 01-07, 09,
10

Раздел 3. Изготовление, творческое
оформление, подготовка к реализации
хлебобулочных изделий и хлеба
разнообразного ассортимента

30

10

20

10

-

-

ПК 5.1, 5.4
ОК 01-07, 09,
10

Раздел 4. Изготовление, творческое
оформление, подготовка к реализации
мучных кондитерских изделий
разнообразного ассортимента

42

28

14

28

-

7

ПК 5.1, 5.5
Раздел 5. Изготовление, творческое
ОК 01-07, 09, оформление, подготовка к реализации
10
пирожных и тортов разнообразного
ассортимента
Промежуточная аттестация
ПК 5.1-5.5

Учебная и производственная практика
Экзамен квалификационный

34

10

16

10

-

10

6
468

360

144

324

-

6

Всего:
650
430
90
70
144
324
10
* Только для программы подготовки специалистов среднего звена
**
Тематика самостоятельных работ в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием
междисциплинарного курса.

8

2.2.Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
модуля (ПМ),
Объем Уровень
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся
междисциплинарных
в часах усвоения
курсов (МДК)
1

2

3

Раздел 1. Организация приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий

32

МДК. 05.01. Организация приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

32

Тема 1.1.
Характеристика процессов
приготовления, оформления
и подготовки к реализации
хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий

Содержание ( Урок 1-6)

6

Тема 1.2.
Организация и техническое
оснащение работ по
приготовлению,
оформлению и подготовки к
реализации хлебобулочных,
мучных кондитерских
изделий

Содержание ( Урок 7-14)

1.
Технологический цикл приготовления, оформления и подготовки к реализации
хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Последовательность выполнения и
характеристика технологических операций, современные методы приготовления
хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
2.
Требования к организации хранения полуфабрикатов и готовых
хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

2

8

1.
Организация и техническое оснащение работ на различных участках
кондитерского цеха. Виды, назначение технологического оборудования и
производственного инвентаря, инструментов, посуды, правила их подбора и
безопасного использования, правила ухода за ними.
2.
Организация хранения, упаковки и подготовки к реализации, в т.ч. отпуску на
вынос хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

3

3. Санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест по
приготовлению, оформлению, процессу хранения и подготовки к реализации
хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 15-20)

6
9

Практическое занятие 1. Тренинг по отработке практических умений по безопасной
эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря,
инструментов, кухонной посуды в процессе приготовления хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий.

4

Практическое занятие 2. Организация рабочего места кондитера для выполнения
работ на различных участках кондитерского цеха.

2

Тема 1.3.
Содержание ( Урок 21-28)
Виды, классификация и
1. Характеристика различных видов, классификация и ассортимент кондитерского
ассортимент кондитерского
сырья и продуктов, используемых при приготовлении хлебобулочных, мучных
сырья и продуктов
кондитерских изделий. Требования к качеству, условия и сроки хранения. Правила
подготовки кондитерского сырья и продуктов к использованию.

8

3

2. Правила сочетаемости, взаимозаменяемости, рационального использования
основных продуктов и дополнительных ингредиентов при приготовлении
хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий. Правила оформления заявок на
склад.
3. Виды, назначение и правила эксплуатации приборов для экспресс оценки качества и
безопасности сырья, продуктов, готовых сухих смесей и отделочных полуфабрикатов.
Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 29-32)

4

Практическое занятие 3. Решение ситуационных задач по подбору технологического
оборудования, производственного инвентаря, инструментов в различных отделениях
кондитерского цеха

2

Практическое занятие 4. Решение ситуационных задач на взаимозаменяемость сырья

2

10

Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1
1.
Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2.
Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3.
Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4.
Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов разнообразного ассортимента.
5.
Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6.
Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7.
Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8.
Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.

-

Раздел 2. Приготовление и подготовка к использованию отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий

30

МДК. 05.02. Процессы, приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий

30

Тема 2.1.
Содержание ( Урок 33-34)
Виды, классификация и
1. Характеристика различных видов отделочных полуфабрикатов, их классификация в
ассортимент
отделочных
зависимости от используемого сырья и метода приготовления. Ассортимент и
полуфабрикатов
назначение различных видов отделочных полуфабрикатов, используемых в
приготовлении хлебобулочных, мучных кондитерских изделиях.

2

3

2. Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов с учетом их
сочетаемости, взаимозаменяемости для приготовления отделочных полуфабрикатов.
3. Оценка их качества.
Тема 2.2.
Приготовление сиропов и

Содержание ( Урок 35-40)

6

3

11

отделочных
полуфабрикатов на их
основе.

1. Характеристика различных видов сиропов, их назначение и использование в
приготовлении отделочных полуфабрикатов, хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий. Органолептические способы определения готовности сиропов. Оценка
качества.
2. Правила выбора, характеристика и требования к качеству основных продуктов и
дополнительных ингредиентов (ароматических эссенций, вина, коньяка, красителей,
кислот) нужного типа, качества и количества в соответствии с технологическими
требованиями к сиропам.
3. Приготовление сиропов (для промочки, кофейного, инвертного, для глазирования,
жженки), правила и режим варки, последовательность выполнения технологических
операций. Определение готовности и правила использования сиропов. Требования к
качеству, условия и сроки хранения сиропов.
4. Приготовление помады (основной, сахарной, молочной, шоколадной) правила и
режим варки, последовательность выполнения технологических операций.
Определение готовности и правила использования помады.
5. Требования к качеству, условия и сроки хранения помады.
6. Приготовление карамели. Виды карамели в зависимости от температуры
уваривания и рецептуры карамельного сиропа. Особенности приготовления,
использование дополнительных ингредиентов, правила и режимы варки. Простые
украшения из карамели, их использование в приготовлении хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий, требования к качеству, условия и сроки хранения.
7. Приготовление желе. Виды желе в зависимости от желирующего вещества. Правила
и режим варки, использование дополнительных ингредиентов. Украшения из желе, их
использование в приготовлении хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
Требования к качеству, условия и сроки хранения.

12

Тема 2.3.
Приготовление глазури

1. Виды глазури в зависимости от сырья. Приготовление глазури сырцовой для
глазирования поверхности, глазури сырцовой и заварной для украшения изделий,
шоколадной глазури. Последовательность выполнения технологических операций,
органолептические способы определение готовности, требования
к качеству, условия и сроки хранения.
2. Использование различных видов глазури в приготовлении хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий, правила и варианты оформления.

Тема 2.4. Приготовление,
назначение и подготовка к
использованию кремов

Содержание (Урок 41-44)
1. Классификация кремов в зависимости от использования основного сырья и
дополнительных ингредиентов. Требования к качеству сырья. Методы приготовления.
Требования к качеству, условия и сроки хранения. Использование кремов в
приготовлении хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

3

4

2. Приготовление сливочных, белковых, заварных кремов, кремов из молочных
продуктов: сметаны, творога, сливок. Ассортимент, рецептура, правила и режим
приготовления, последовательность выполнения технологических операций.
Требования к качеству, условия и сроки хранения.

Тема 2.5. Приготовление
сахарной мастики и
марципана

Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 45-50)

6

Практическое занятие 5. Рисование элементов, выполняемых при помощи
кондитерского мешка и корнетика

6

Содержание ( Урок 51-52)

2

3

1. Виды сахарной мастики и марципана, методы приготовления, рецептура,
ассортимент, особенности приготовления, нормы закладки продуктов, требования к
качеству, условия и сроки хранения.
2. Использования сахарной мастики и марципана в приготовлении хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий, правила и варианты оформления.

Тема 2.6. Приготовление
посыпок и крошки

3. Содержание ( Урок 53-54)
2
13

4. Виды посыпок и крошки в зависимости от сырья и полуфабриката. Их
характеристика и способы приготовления. Требования к качеству, условия и сроки
хранения.

3

5. Использование посыпок и крошки в приготовлении хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий, правила и варианты оформления.
Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 55-60)

6

Лабораторная работа 1. Приготовление отделочных полуфабрикатов

6

Тема 2.7.
Содержание ( Урок 61-62)
Отделочные полуфабрикаты
1.Виды, характеристика, назначение, отделочных полуфабрикатов промышленного
промышленного
производства: ассортимент, правила подготовки к использованию, требования к
производства
качеству, условия и сроки хранения.

2

3

2.Использование отделочных полуфабрикатов промышленного производства в
приготовлении хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, правила и варианты
оформления.
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 2.
1.Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2.Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3.Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4.Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для обработки
традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов разнообразного ассортимента.
5.Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6.Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
7.Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
Раздел 3. Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации хлебобулочных изделий и хлеба
разнообразного ассортимента

-

30
14

МДК. 05.02. Процессы, приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

30

Тема 3.1. Классификация и Содержание ( Урок 63-64)
ассортимент
1. Классификация, ассортимент, пищевая ценность, значение в питании
хлебобулочных изделий и
хлебобулочных изделий и хлеба.
хлеба
2. Требования к качеству, правила выбора и варианты сочетания основных продуктов
и дополнительных ингредиентов, условия и сроки хранения.

2

Тема 3.2.
Содержание ( Урок 65-66)
Приготовление начинок и
1. Виды фаршей и начинок в зависимости от применяемого сырья, используемых в
фаршей для хлебобулочных
приготовлении хлебобулочных изделий и хлеба. Их характеристика и использование.
изделий
Правила выбора, требования к качеству основных и дополнительных ингредиентов.
2. Методы приготовления, порядок подготовки к варке или тушению продуктов для
фаршей из мяса, печени, рыбы, овощей, грибов, яиц, риса и др.. Порядок заправки
фаршей и начинок. Органолептические способы определения степени готовности.
Требования к качеству, условия и сроки хранения готовых фаршей и начинок
Тема 3.3.
Приготовление различных
видов теста для
хлебобулочных изделий и
хлеба

Содержание ( Урок 67- 74)

2

2

8

1. Замес и образования теста. Сущность процессов происходящих при замесе теста.
Классификация теста: бездрожжевое и дрожжевое, их характеристика. Правила
выбора, характеристика и требования к качеству основных продуктов и
дополнительных ингредиентов, особенности приготовления теста для различных
видов хлебобулочных изделий и хлеба, в т.ч. регионального ассортимента. Способы
разрыхления теста. Механизм действия разрыхлителей.
Приготовление, кулинарное назначение, требования к качеству, условия и сроки
хранения соуса красного основного и его производных.

3

2. Приготовление теста из различных видов муки на дрожжах и закваске, пресного,
слоеного дрожжевого теста. Влияние отдельных видов дополнительных ингредиентов
на продолжительность брожения. Способы замеса, брожение, обминка, методы
определения готовности, требования к качеству, условия и сроки хранения.
Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 75-76)

2
15

Практическое занятие № 6. Решение задач на определение упека, припека, расчет
количества воды для приготовления хлебобулочных изделий и хлеба
Тема 3.4.
Приготовление,
оформление и подготовка к
реализации хлебобулочных
изделий и хлеба

Содержание ( Урок 77-84)

2
8

1. Ассортимент хлебобулочных изделий и хлеба, в т.ч. регионального ассортимента,
формование, расстойка, выпечка, требования к качеству, условия и сроки хранения
2. Приготовление хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента, в
том числе региональных и низкокалорийных изделий. Особенности оформления до
выпечки и после нее. Подготовка хлебобулочных изделий и хлеба к реализации.
Требования к качеству, условия и сроки хранения
Тематика практических занятий и лабораторных работ ( Урок 85-92)

8

Лабораторная работа №2. Приготовление и оформление хлебобулочных изделий и
хлеба из дрожжевого безопарного теста

4

Лабораторная работа № 3. Приготовление и оформление хлебобулочных изделий и
хлеба из дрожжевого опарного теста

4

Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 3
1.
Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2.
Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3.
Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4.
Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов разнообразного ассортимента.
5.
Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6.
Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7.
Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8.
Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
Раздел 4. Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации мучных кондитерских изделий
разнообразного ассортимента

-

42
16

МДК. 05.02. Процессы, приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

42

Тема 4.1.
Мучные кондитерские
изделия из бездрожжевого
теста

6

Содержание ( Урок 93-98)
1. Виды мучных кондитерских изделий, их классификация, ассортимент, значение в
питании блюд и гарниров из овощей и грибов

2. Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним
нужного типа, качества и количества в соответствии с технологическими
требованиями к основным мучным кондитерским изделиям. Варианты оформления
мучных кондитерских изделий отделочными полуфабрикатами. Требования к
качеству, условия и сроки хранения
Тема 4.2. Приготовление и Содержание ( Урок 99-106)
оформление и подготовка к 1. Приготовление мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента, в том
реализации мучных
числе региональных изделий из пресного, пресного слоеного, сдобного пресного,
кондитерских изделий из
пряничного, песочного, воздушного, бисквитного, миндального и заварного теста.
пресного, пресного слоеного Методы и способы приготовления, формование и выпечка. Органолептические
и сдобного пресного теста способы определения степени готовности разных видов мучных кондитерских изделий.
разнообразного
2. Правила и варианты оформления мучных кондитерских изделий, подготовка к
ассортимента
реализации, требования к качеству, условия и сроки хранения.
Тематика лабораторных занятий ( Урок 107-134)
Лабораторное занятие № 4. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из пресного теста
Лабораторная занятие № 5. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из пресного слоеного теста
Лабораторная занятие № 6. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из сдобного пресного теста
Лабораторная занятие №7. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из пряничного теста
Лабораторная занятие №8. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из песочного теста
Лабораторная занятие № 9. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из бисквитного теста
Лабораторная занятие № 10. Приготовление и оформление мучных кондитерских
изделий из заварного теста

3

8

3

28
4
4
4
4
4
4
4

17

Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 4
1.
Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2.
Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3.
Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4.
Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов и изделий разнообразного ассортимента.
5.
Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6.
Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7.
Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8.
Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
Раздел модуля 5. Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации пирожных и тортов
разнообразного ассортимента
МДК. 05.02. Процессы, приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
Тема 5.1.
Содержание ( Урок 135-142)
Изготовление и оформление 1. Классификация и характеристика пирожных, форма, размер и масса пирожных.
пирожных
Основные процессы изготовления пирожных. Правила выбора и варианты сочетание
выпеченных и отделочных полуфабрикатов в изготовлении пирожных. Подготовка
пирожных к реализации. Требования к качеству, условия и сроки хранения.
2. Приготовление бисквитных пирожных в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов: кремовые, фруктово-желейные, глазированные и др. и от формы:
нарезные (прямоугольные, квадратные, ромбовидные, полуцилиндрические), штучные,
рулеты. Процесс приготовления в зависимости от формы.
3. Приготовление песочных пирожных в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов: кремовые, фруктово-желейные, глазированные и др. и от формы:
нарезные (прямоугольные, квадратные, ромбовидные), штучные (кольца, полумесяцы,
звездочки, круглые, корзиночки). Процесс приготовления в зависимости от формы.
Различие в отделке пирожных в зависимости от вида.

-

26
26
8

3

18

4.Приготовление слоеных пирожных в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов и формы: нарезные (прямоугольники, квадратики) и штучные
(трубочки, муфточки, бантики, волованы и др.). Процесс приготовления в зависимости
от формы.
5. Приготовление заварных пирожных в зависимости от формы: трубочки, кольца,
шарики и от отделки: глазированные, обсыпные крошкой или сахарной пудрой.
6. Приготовление воздушных и миндальных пирожных одинарных и двойных,
применение отделочных полуфабрикатов в зависимости от их вида.
7. Приготовление крошковых пирожных в зависимости от способа приготовления,
формы, отделки: «Любительское», «Картошка» глазированная, обсыпная.
Приготовление крошковой массы, фомование и отделка пирожных в зависимости от
вида пирожных.
Тематика практических и лабораторных занятий ( Урок 143- 146 )
Лабораторная работа № 11. Приготовление, оформление и подготовка к реализации
пирожных
Тема 5.2.
Содержание ( Урок 147-154)
Изготовление и оформление 1. Классификация, форма, размер и масса тортов. Виды тортов в зависимости от
тортов
сложности отделки, формы и массы (массового приготовления, литерные, фигурные).
Основные процессы изготовления тортов. Правила выбора и варианты сочетания
выпеченных и отделочных полуфабрикатов в изготовлении тортов. Подготовка тортов
к реализации. Требования к качеству, условия и сроки хранения.
2. Приготовление бисквитных тортов в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов: кремовые, кремовые с посыпками, фруктово-желейные,
глазированные и др. и от формы: квадратные, круглые, полуцилиндрической формы, в
виде рулетов. Процесс приготовления в зависимости от формы. Варианты оформления
тортов в зависимости от ассортимента
3. Приготовление песочных тортов в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов: кремовые, фруктово-желейные, глазированные и др. и от формы:
квадратные и круглые. Процесс приготовления в зависимости от формы. Варианты
оформления тортов в зависимости от ассортимента.
4. Приготовление слоеных тортов в зависимости от применяемых отделочных
полуфабрикатов: кремовые, фруктовые, глазированные, обсыпные и др. и от формы:
квадратные, круглые. Процесс приготовления в зависимости от формы. Варианты

4
4
8

3

19

оформления тортов в зависимости от ассортимента.
5. Приготовление воздушных и воздушно-ореховых тортов, ассортимент, особенность
процесса приготовления. Варианты оформления тортов в зависимости от ассортимента.
6. Приготовление миндальных тортов, ассортимент, особенность процесса
приготовления. Варианты оформления тортов в зависимости от ассортимента.
Тематика практических и лабораторных занятий ( Урок 155-160)
Лабораторная работа 12. Приготовление, оформление и подготовка к реализации
тортов
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 5
1.
Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2.
Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3.
Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4.
Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов и изделий разнообразного ассортимента.
5.
Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6.
Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7.
Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8.
Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
Промежуточная аттестация ( Устный экзамен по билетам)
Учебная практика по ПМ.05
Виды работ:
1.
Оценка наличия, выбор в соответствии с технологическими требованиями, оценка качества и безопасности
основных продуктов и дополнительных ингредиентов, организация их хранения до момента использования в
соответствии с требованиями санитарных правил.
2.
Оформление заявок на продукты, расходные материалы, необходимые для приготовления хлебобулочных,
мучных кондитерских изделий
3.
Проверка соответствия количества и качества поступивших продуктов накладной.
4.
Выбор, подготовка дополнительных ингредиентов с учетом их сочетаемости с основным продуктом.
5.
Взвешивание продуктов, их взаимозаменяемость в соответствии с нормами закладки, особенностями заказа,
сезонностью. Изменение закладки продуктов в соответствии с изменением выхода блюд, кулинарных изделий,

6
6

8

6
144

20

закусок.
6.
Выбор и применение методов приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий в зависимости от
вида и кулинарных свойств используемого сырья, продуктов и полуфабрикатов, требований рецептуры,
последовательности приготовления, особенностей заказа.
7.
Приготовление, оформление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента, в
том числе региональных, с учетом рационального расхода сырья, продуктов, полуфабрикатов, соблюдения режимов
приготовления, стандартов чистоты, обеспечения безопасности готовой продукции.
8.
Выбор с учетом способа приготовления, безопасная эксплуатация технологического оборудования,
производственного инвентаря, инструментов, посуды в соответствии с правилами техники безопасности
пожаробезопасности, охраны труда.
9.
Оценка качества готовых супов, горячих блюд, кулинарных изделий, закусок перед отпуском, упаковкой на
вынос.
10.
Хранение хлебобулочных, мучных кондитерских изделий с учетом использования отделочных
полуфабрикатов.
11.
Творческое оформление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и подготовка к реализации с учетом
соблюдения выхода изделий, рационального использования ресурсов, соблюдения требований по безопасности
готовой продукции.
12.
Охлаждение и замораживание готовых хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и полуфабрикатов с
учетом требований к безопасности пищевых продуктов.
13.
Хранение свежеприготовленных, охлажденных и замороженных хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий с учетом требований по безопасности, соблюдения режимов хранения.
14.
Размораживание хлебобулочных, мучных кондитерских изделий с учетом требований к безопасности готовой
продукции.
15.
Выбор контейнеров, упаковочных материалов, порционирование (комплектование), эстетичная упаковка
готовых
хлебобулочных, мучных кондитерских изделий на вынос и для транспортирования.
16.
Расчет стоимости хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
17.
Консультирование потребителей, оказание им помощи в выборе хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий, эффективное

21

использование профессиональной терминологии. Поддержание визуального контакта с потребителем при отпуске с
раздачи, на вынос (при прохождении учебной практики в условиях организации питания).
18.
Выбор, рациональное размещение на рабочем месте оборудования, инвентаря, посуды, сырья, материалов в
соответствии с инструкциями и регламентами (правилами техники безопасности, пожаробезопасности, охраны
труда), стандартами чистоты.
19.
Проведение текущей уборки рабочего места повара в соответствии с инструкциями и регламентами,
стандартами чистоты:
20.
мытье вручную и в посудомоечной машине, чистка и раскладывание на хранение кухонной посуды и
производственного инвентаря в соответствии со стандартами чистоты
Производственная практика (концентрированная) по ПМ. 05 Виды работ:
1.
Организация рабочих мест, своевременная текущая уборка в соответствии с полученными заданиями,
регламентами стандартами организации питания – базы практики.
2.
Подготовка к работе, безопасная эксплуатация технологического оборудования, производственного
инвентаря, инструментов в соответствии с инструкциями, регламентами (правилами техники безопасности,
пожаробезопасности, охраны труда).
3.
Проверка наличия, заказ (составление заявки) продуктов, расходных материалов в соответствии с заданием
(заказом). Прием по количеству и качеству продуктов, расходных материалов. Организация хранения продуктов,
материалов в процессе выполнения задания (заказа) в соответствии с инструкциями, регламентами организации
питания – базы практики, стандартами чистоты, с учетом обеспечения безопасности продукции, оказываемой услуги.
4.
Выполнение задания (заказа) по приготовлению хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
разнообразного ассортимента в соответствии заданием (заказом) производственной программой кондитерского цеха
ресторана.
5.
Подготовка к реализации (презентации) готовых хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
порционирования (комплектования), сервировки и творческого оформления хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий с учетом соблюдения выхода изделий, рационального использования ресурсов, соблюдения требований по
безопасности готовой продукции. Упаковка готовых хлебобулочных, мучных кондитерских изделий на вынос и для
транспортирования.
6.
Организация хранения готовых хлебобулочных, мучных кондитерских изделий с учетом соблюдения
требований по безопасности продукции.
7.
Подготовка готовой продукции, полуфабрикатов высокой степени готовности к хранению (охлаждение и
замораживание готовой продукции с учетом обеспечения ее безопасности), организация хранения.
8.
Размораживание замороженных готовых хлебобулочных, мучных кондитерских изделий перед реализацией с
учетом требований к безопасности готовой продукции.
9.
Самооценка качества выполнения задания (заказа), безопасности оказываемой услуги питания (степень

324

22

доведения до готовности, до вкуса, до нужной консистенции, соблюдения норм закладки, санитарно-гигиенических
требований, точности порционирования, условий хранения на раздаче и т.д.).
Консультирование потребителей, оказание им помощи в выборе хлебобулочных, мучных кондитерских изделий в
соответствии с заказом, эффективное использование профессиональной терминологии. Поддержание визуального
контакта с потребителем при отпуске с раздачи, на вынос
Экзамен квалификационный
Всего

6
650

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

.

23

2.
2.1.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинеты:
Технического оснащения и организации рабочего места,
Технологии кулинарного и кондитерского производства, оснащенные:
учебным оборудованием (доской учебной, рабочим местом преподавателя,
столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря),
раздаточного дидактического материала и др.);
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором);
наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами,
плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
Лаборатория:
Учебный кондитерский цех, оснащенная в соответствии с п. 6.2.1. Примерной
образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.2.3 Примерной образовательной
программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
2.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
2.2.1. Основные печатные издания
1.
Ермилова С.В. Приготовление хлебобулочных, мучных кондитерских
изделий: учеб.для учреждений сред.проф.образования / С.В. Ермилова. – 5-е изд. –
Москва: Академия, 2020. – 336 с.
2.
Ермилова С.В. Торты, пирожные и десерты: учеб.пособие для учреждений
СПО / С.В. Ермилова., Е.И. Соколова – 7-е изд. – Москва: Академия, 2018. – 80 с.
3.
Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение и организация рабочего места:
учеб.для учащихся учреждений СПО / Г.Г. Лутошкина, Ж.С. Анохина. – 5-е изд. –
Москва: Академия, 2019. – 240 с.
4.
Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для учащихся
учреждений сред.проф.образования / З.П. Матюхина. – М.: Академия, 2019. – 336 с.
5.
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой
промышленности: учебник для СПО/ Л.В. Мармузова. М.: Академия, 2017. – 160 с.
6.
Потапова И.И. Основы калькуляции и учета: учеб. для учащихся
учреждений СПО / И.И. Потапова. Москва: Академия, 2020.
7.
Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания : учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / В.В.
Усов. – Москва: Академия, 2018. – 432 с.
8.
Практические занятия по профессии «Повар, кондитер». Организация и
проведение в условиях дуального обучения / Ж. В. Морозова, Н. В. Пушина, Е. А.
Зайцева, Н. А. Кочурова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-81143892-1.
9.
Скобельская, З. Г. Технология производства сахарных кондитерских
изделий : учебное пособие для спо / З. Г. Скобельская, Г. Н. Горячева. — 4-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-6856-0.
24

10.
Скобельская, З. Г. Технология кондитерских изделий. Расчет рецептур :
учебное пособие для спо / З. Г. Скобельская. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 84 с. —
ISBN 978-5-8114-6379-4.
11.
Практические занятия по профессии «Повар, кондитер». Организация и
проведение в условиях дуального обучения / Ж. В. Морозова, Н. В. Пушина, Е. А.
Зайцева, Н. А. Кочурова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-81143892-1.
12.
Рензяева, Т. В. Технология кондитерских изделий : учебное пособие для спо
/ Т. В. Рензяева, Г. И. Назимова, А. С. Марков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 156 с.
— ISBN 978-5-8114-6439-5.
13.
Родионов, Г. В. Технология производства и оценка качества молока :
учебное пособие / Г. В. Родионов, В. И. Остроухова, Л. П. Табакова. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-5956-8.
14.
Качмазов, Г. С. Дрожжи бродильных производств. Практическое
руководство : учебное пособие для спо / Г. С. Качмазов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020.
— 224 с. — ISBN 978-5-8114-6384-8.
2.2.2. Основные электронные издания
1.
Практические занятия по профессии «Повар, кондитер». Организация и
проведение в условиях дуального обучения / Ж. В. Морозова, Н. В. Пушина, Е. А.
Зайцева, Н. А. Кочурова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-81143892-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148178 (дата обращения: 18.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2.
Скобельская, З. Г. Технология производства сахарных кондитерских
изделий : учебное пособие для спо / З. Г. Скобельская, Г. Н. Горячева. — 4-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-6856-0. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/152652 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.
Скобельская, З. Г. Технология кондитерских изделий. Расчет рецептур :
учебное пособие для спо / З. Г. Скобельская. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 84 с. —
ISBN 978-5-8114-6379-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147250 (дата обращения: 14.12.2020). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Практические занятия по профессии «Повар, кондитер». Организация и
проведение в условиях дуального обучения / Ж. В. Морозова, Н. В. Пушина, Е. А.
Зайцева, Н. А. Кочурова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-81143892-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148178 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5.
Рензяева, Т. В. Технология кондитерских изделий : учебное пособие для спо
/ Т. В. Рензяева, Г. И. Назимова, А. С. Марков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 156 с.
— ISBN 978-5-8114-6439-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147352 (дата обращения: 14.12.2020). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
6.
Родионов, Г. В. Технология производства и оценка качества молока :
учебное пособие / Г. В. Родионов, В. И. Остроухова, Л. П. Табакова. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-5956-8. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146905
(дата
обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Качмазов, Г. С. Дрожжи бродильных производств. Практическое
руководство : учебное пособие для спо / Г. С. Качмазов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020.
25

— 224 с. — ISBN 978-5-8114-6384-8. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147255 (дата обращения:
14.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.
Бочкарева, Н. А. Организация приготовления, оформления и подготовки к
реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий : учебное пособие для СПО /
Н. А. Бочкарева. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 294 c.
— ISBN 978-5-4488-0872-2, 978-5-4497-0633-1. — Текст : электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/97306
2.2.3. Дополнительные источники
1.
CHEFART. Коллекция лучших рецептов / [сост. Федотова Илона Юрьевна].
– Москва: Ресторанные ведомости, 2020. – 320 с.: ил.
2.
ГОСТ 30389 2013 Услуги общественного питания. Предприятия
общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.:
Стандартинформ, 2014.III, 12 с.
3.
ГОСТ
30390-2013
Услуги
общественного
питания.
Продукция
общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ.
2016 – 01 – 01.М.: Стандартинформ, 2014.III, 12 с.
4.
ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу.
Введ. 4. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с.
5.
ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.Введ.
2. 2015-01-01. М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.
6.
ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и
определения.Введ. 2015-01-01. М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
7.
ГОСТ
31986-2012
Услуги
общественного
питания.
Метод
органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01
– 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с.
8.
ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические
документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению,
построению и содержанию.Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.III, 16 с.
9.
ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и
потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания.
вед. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 10 с.
10.
Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых
продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр.
Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ].
11.
Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг
общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв.
15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].
12.
СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и
условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98.
13.
СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой
ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27
14.
СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них
пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции
СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа:
15.
СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических
26

(профилактических) мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.219307 «Дополнения № 1»].

27

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Код и наименование
профессиональных и
общих
Критерии оценки
Методы оценки
компетенций,
формируемых в рамках
модуля1

4.

ПК 5.1
Подготавливать рабочее
место
кондитера,
оборудование, инвентарь,
кондитерское
сырье,
исходные материалы к
работе в соответствии с
инструкциями
и
регламентами

1

Выполнение всех действий по
организации
и
содержанию
рабочего места кондитера в
соответствии с инструкциями и
регламентами, стандартами чистоты
(система ХАССП), требованиями
охраны
труда
и
техники
безопасности:
–
адекватный выбор и целевое,
безопасное
использование
оборудования,
производственного
инвентаря, инструментов, посуды,
соответствие виду выполняемых
работ (подготовки сырья, замеса
теста,
выпечки,
отделки,
комплектования
готовой
продукции);
–
рациональное размещение на
рабочем
месте
оборудования,
инвентаря, посуды, инструментов,
сырья, материалов;
–
соответствие
содержания
рабочего
места
требованиям
стандартов чистоты, охраны труда,
техники безопасности;
–
своевременное
проведение
текущей уборки рабочего места
кондитера;
–
правильное
выполненияе
работ
по
уходу
за
весоизмерительным оборудованием;
–
соответствие методов мытья
(вручную и в посудомоечной
машине), организации хранения
кухонной
посуды
и
производственного
инвентаря,
инструментов
инструкциям,
регламентам;
–
соответствие организации
хранения продуктов, отделочных
полуфабрикатов, полуфабрикатов
промышленного производства,

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Текущий контроль:
экспертное наблюдение
и оценка в процессе
выполнения:

заданий
для
практических/
лабораторных занятий;

заданий по
учебной и
производственной
практикам;

заданий по
самостоятельной работе
Промежуточная
аттестация:

Комплексный
экзамен;

Экзамен
квалификационный

28

готовых мучных кондитерских
изделий требованиям к их
безопасности для жизни и здоровья
человека (соблюдение
температурного режима, товарного
соседства в холодильном
оборудовании, правильность
охлаждения, замораживания для
хранения, упаковки на вынос,
складирования);
–
соответствие
методов
подготовки к работе, эксплуатации
технологического
оборудования,
производственного
инвентаря,
инструментов, весоизмерительных
приборов требованиям инструкций и
регламентов
по
технике
безопасности,
охране
труда,
санитарии и гигиене;
–
правильная, в соответствии с
инструкциями, безопасная
подготовка инструментов;
–
точность, соответствие
заданию расчета потребности в
продуктах, полуфабрикатах;
–
соответствие оформления
заявки на продукты действующим
правилам
ПК 5.2.
Осуществлять
приготовление и
подготовку к
использованию
отделочных
полуфабрикатов для
хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий
ПК 5.3.
Осуществлять
изготовление, творческое
оформление, подготовку к
реализации
хлебобулочных изделий и
хлеба разнообразного
ассортимента
ПК 5.4.
Осуществлять
изготовление, творческое
оформление, подготовку к

Приготовление,
творческое
оформление
и
подготовка
к
реализации хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий:
–
адекватный выбор основных
продуктов
и
дополнительных
ингредиентов, в том числе вкусовых,
ароматических, красящих веществ,
точное
распознавание
недоброкачественных продуктов;
–
соответствие
потерь
при
приготовлении,
подготовке
к
реализации хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий действующим
нормам;
–
оптимальность
процесса
приготовления
реализации
хлебобулочных,
мучных
кондитерских изделий (экономия
ресурсов:
продуктов,
времени,
энергетичеких
затрат
и
т.д.,
соответствие выбора способов и
техник приготовления рецептуре,
29

реализации
кондитерских
разнообразного
ассортимента

мучных особенностям заказа);
изделий –
профессиональная
демонстрация навыков работы с
инструментами,
кондитерским
инвентарем;
–
правильное,
оптимальное,
ПК 5.5.
Осуществлять
адекватное заданию планирование и
изготовление, творческое ведение процессов приготовления,
оформление, подготовку к творческого
оформления
и
реализации пирожных и подготовки
к
реализации
тортов разнообразного
хлебобулочных,
мучных
ассортимента
кондитерских изделий, соответствие
процессов
инструкциям,
регламентам;
–
соответствие
процессов
приготовления и подготовки к
реализации
стандртам
чистоты,
требованиям охраны труда и техники
безопасности:

корректное
использование
цветных разделочных досок;

раздельное
использование
контейнеров для органических и
неорганических отходов;

соблюдение
требований
персональной
гигиены
в
соответствии
с
требованиями
системы ХАССП (сан.спец.одежда,
чистота рук, работа в перчатках при
выполнении конкретных операций,
хранение ножей в чистом виде во
время
работы,
правильная
(обязательная)
дегустация
в
процессе
приготовления, чистота на рабочем
месте и в холодильнике);

адекватный выбор и целевое,
безопасное
использование
оборудования,
инвентаря,
инструментов, посуды;
–
соответствие
времени
выполнения работ нормативам;
–
соответствие
массы
хлебобулочных,
мучных
кондитерских изделий требованиям
рецептуры, меню, особенностям
заказа;
–
точность расчетов закладки
продуктов при изменении выхода
хлебобулочных,
мучных
кондитерских
изделий,
взаимозаменяемости
сырья,

30

продуктов;
–
адкватность оценки качества
готовой продукции, соответствия ее
требованиям рецептуры, заказу;
–
соответствие внешнего вида
готовых хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий требованиям
рецептуры, заказа:

гармоничность, креативность,
аккуратность внешнего вида готовой
продукции
(общее
визуальное
впечатление:
цвет/сочетание/баланс/композиция)

гармоничность
вкуса,
текстуры
и
аромата
готовой
продукции в целом и каждого
ингредиента
современным
требованиям,
требованиям
рецептуры, отсутствие вкусовых
противоречий;

соответствие
текстуры
(консистенции) каждого компонента
изделия заданию, рецептуре
–
эстетичность,
аккуратность
упаковки
готовой
холодной
кулинарной продукции для отпуска
на вынос
ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам.

ОК. 02

–
точность распознавания
сложных проблемных ситуаций в
различных контекстах;
–
адекватность анализа
сложных ситуаций при решении
задач профессиональной
деятельности;
–
оптимальность определения
этапов решения задачи;
–
адекватность определения
потребности в информации;
–
эффективность поиска;
–
адекватность определения
источников нужных ресурсов;
–
разработка детального плана
действий;
–
правильность оценки рисков
на каждом шагу;
–
точность оценки плюсов и
минусов полученного результата,
своего плана и его реализации,
предложение критериев оценки и
рекомендаций поулучшению плана
–

оптимальность планирования

Текущий контроль:
экспертное наблюдение
и оценка в процессе
выполнения:

заданий для
практических/
лабораорных занятий;

заданий по
учебной и
производственной
практике;
 заданий для самостоятельной работы
Промежуточная
аттестация:

Комплексный
экзамен;

Экзамен
квалификационный

31

Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

информационного
поиска
из
широкого
набора
источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных задач;
–
адекватность анализа
полученной информации, точность
выделения в ней главных аспектов;
–
точность структурирования
отобранной информации в
соответствии с параметрами поиска;
–
адекватность интерпретации
полученной информации в контексте
профессиональной деятельности;

ОК.03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

–
актуальность используемой
нормативно-правовой документации
по профессии;
–
точность, адекватность
применения современной научной
профессиональной терминологии

ОК 04.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

–
эффективность участиея в
деловом общении для решения
деловых задач;
–
оптимальность планирования
профессиональной деятельность

ОК. 05
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

–
грамотность устного и
письменного изложения своих
мыслей по профессиональной
тематике на государственном языке;
–
толерантность поведения в
рабочем коллективе

– понимание значимости своей
ОК 06.
Проявлять
гражданско- профессии
патриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

– точность соблюдения правил
экологической безопасности при
ведении
профессиональной деятельности;
– эффективность обеспечения
ресурсосбережения на рабочем месте
32

ОК. 09
Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности
ОК 10.
Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках

– адекватность, применения средств
информатизации и информационных
технологий для реализации
в профессиональной деятельности

–
адекватность понимания
общего смысла четко произнесенных
высказываний на известные
на профессиональные темы);
и –
адекватность применения
нормативной документации в
профессиональной деятельности;
–
точно, адекватно ситуации
обосновывать и объяснить свои
действия (текущие и планируемые);
–
правильно писать простые
связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные
темы

Критерии оценки устного ответа на экзамене ПМ 05
«5» (отлично): студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет
терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры,
показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на
уточняющие вопросы.
«4» (хорошо): студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет
терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры,
показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные
ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции
преподавателем.
«3» (удовлетворительно): студент демонстрирует неглубокие теоретические знания,
проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение
делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает не достаточно
свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и
последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при
коррекции преподавателем.
«2» (неудовлетворительно): студент демонстрирует незнание теоретических основ
предмета, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает
слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие
логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить
даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
33

Критерии оценки освоения профессионального модуля по экзамену
(квалификационному):
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в
котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять
теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических
работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает
грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практикоориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения
известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном
материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает
ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные
неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных
положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает
неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на
практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные
суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по
междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий,
искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Критерии оценки по учебной и производственной практике
Показатели

Оценки
1
5 (отлично)

4 (хорошо)

Правильность
выполнения
приемов и способов
работы
2
Твердое усвоение
и свободное
применение
рациональных
приемов труда
при выполнении
операций.
Достаточно
прочное усвоение
приемов
выполнения
производственных
операций или
приемов

Качество работы
(соответствие
техническим
требованиям)
3
Отличное
качество
работы, стиль и
качество
оформления изделий
Хорошее
качество
работы.

Организация труда и
рабочего места, безопасность
труда
4
Рациональная организация
рабочего места, наличие всех
элементов формы одежды,
соблюдение всех правил
санитарии и гигиены,
соблюдение требований
безопасности труда
Правильная организация
рабочего места, наличие всех
элементов формы одежды,
незначительные нарушения
правил санитарии и гигиены,
одно грубое нарушение
требований безопасности

34

3
(удовлетворите
льно)

2
(неудовлетвори
тельно)

Усвоение
основных
приемов
выполнения
производственных
операций или работ,
недостаточная
самостоятельность в
планировании и
выполнении
работ.
Слабое усвоение
основных
приемов
выполнения
производственных
операций или работ,
неумение
самостоятельно
планировать и
выполнять работу

Удовлетвори
тельное
выполнение
работы, но после
исправлений по
указанию
мастера.

Нарушение
технологического
процесса,
брак в работе.

труда.
Не существенные ошибки при
организации рабочего места,
отсутствие не значительного
элемента формы одежды
(фартука), допущены
нарушения при соблюдении
правил санитарии и гигиены, не
грубое нарушение требований
безопасности труда.
Допущены существенные
ошибки при организации
рабочего места, нарушение
правил санитарии и гигиены
труда, не грубые нарушение
требований безопасности
труда.

Критерии оценки практических (лабораторных) работ
«5» (отлично): выполнены все задания практической (лабораторной) работы, студент
четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
«4» (хорошо): выполнены все задания практической (лабораторной) работы; студент
ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
«3» (удовлетворительно): выполнены все задания практической (лабораторной) работы с
замечаниями; студент ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
«2» (не зачтено): студент не выполнил или выполнил неправильно задания практической
(лабораторной) работы; студент ответил на контрольные вопросы с ошибками или не
ответил на контрольные вопросы.

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».