Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями: 22
января, 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020 г);
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО,
реализуемых на базе основного общего образования»;
Примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для ПОО (2015 г);
Уточнения ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г;
О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017.
наиболее
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N
1645, от 31.12.2015 N 1578)
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина».
Разработчик: ГАПОУ СО «Полипофильный техникум им.О.В.Терешкина»
Рябкова Г.А. преподаватель вышей категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
6
3. Условия реализации учебной дисциплины
17
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины
20
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы (общеобразовательный цикл) в соответствии с
ФГОС по ОПОП ПССЗ социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина, «история» принадлежит к общеобразовательному циклу.
учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История» — в
составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам
(гербу, флагу, гимну);
−− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
−− готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической
информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире;
−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями
об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
−сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Обязательной аудиторной (теоретических занятий) – 78 часов;
лабораторные работы – 18 часов
,
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические работы
Дифференцированный зачет
Изучение предмета завершается итоговой аттестацией
тест по курсу "История").
Количество
часов
78
18
2
(зачет с оценкой - итоговый
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименов Содержание учебного материала и формы
ание
организации деятельности обучающихся
разделов и
тем
1
Раздел 1
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Тема 1.3.
Раздел 2
Тема 2.1
Тема 2.2
Объем
часов
Практичес
кие
работы
Уровень
освоения
2
Русь изначальная
Индоевропейцы. Исторические корни славян
П/Р: На контурной карте отметить места
расселения восточных славян
Появление государства Русь в Поднепровье.
Первые русские князья
3
4
5
1
1
1
Древнерусское государство при Владимире.
П/Р: Выписать значение принятия
христианства на Руси
3
Расцвет Руси. XI век – первая треть XII
века
Правление Ярослава Мудрого
П/Р: Объяснить чем дополнилось Русская
правда при Ярославичах
Русь при внуках Ярослава Мудрого.
2
4
2
1
1
1
2
5
3
6
3
7
3
Раздел 3 Политическая раздробленность Руси.
Тема 3.1.
Политическая раздробленность Руси
Раздел 4 Борьба Руси за независимость в XIII веке –
Тема 4.1.
Тема 4.2.
Раздел 5
начале XIV века
Монголо-татарское нашествие на Русь
Русь и Золотая Орда при Александре
Невском.
Предпосылки возрождения Руси
П/Р: Написать эссе о деятельности
Александра Невского
В борьбе за единство и независимость
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия
Донского
П/Р: Ответить на вопрос: Почему Москва
стала центром объединения Русской земли?
Иван III – государь всея Руси. Русь между
Тема 5.2.
Востоком и Западом
П/Р: Составить таблицу о культуре 14-15 веке
Россия в XVI веке
Раздел 6
Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х
Тема 6.1.
годов
Тема 5.1.
8
1
3
9
1
3
10
1
2
11
1
2
П/Р: В таблице по культуре выделить новые
явления появившиегся к тому времени в
сравнении с периодом 10-13 век
Раздел 7
Россия в XVII столетии
Тема 7.1.
Начало Смуты
12
Тема 7.2.
Спасители Отечества. П/Р: Рассказ об одном
из героев эпохи
13
Тема 7.3.
Россия после Смуты
14
3
Тема 7.4.
Новые черты в жизни России
15
3
Тема 7.5.
XVII, “бунташный”, век
16
2
Тема 7.6.
Внутренняя и внешняя политика Алексея
Михайловича
Народы России
Культура и быт.
17
1
18
19
1
1
20
21
1
3
2
1
3
3
Тема 7.7
Тема 7.8
Раздел 8
Россия в XVIII столетии
Тема 8.1.
Тема 8.2.
Эпоха Петра I. Северная война
Реформы Петра I
П/Р: Каково значение реформ Петра I для
истории России
Эпоха дворцовых переворотов
Расцвет дворянской империи
П/Р: Сравнить преобразование
осуществленные Петром I Екатериной II.Кто
и почему оказался более успешным
реформатором
Могучая внешнеполитическая поступь
империи
Экономика и население России
во второй половине XVIII века
Культура и быт России во
второй половине XVIII века
П/Р: Составить таблицу по культуре и быту
России во второй половине 18 века
Тревожное окончание века.
Тема 8.3.
Тема 8.4.
Тема 8.5.
Тема 8.6.
Тема 8.7.
Тема 8.8
22
23
2
1
3
24
3
25
2
26
27
1
3
3
Раздел 9
Россия в XIX столетии
Тема 9.1.
Первые годы правления Александра I
28
3
Тема 9.2.
Тема 9.3
Тема 9.4.
Отечественная война 1812 года
Жизнь России в послевоенный период
Движение декабристов
29
29
30
2
3
3
Тема 9.5.
Внутренняя политика Николая I
31
Тема 9.6.
Внешняя политика Николая I. Крымская
война
П/Р: “Объяснить причины поражения России
в Крымской войне”
Общественная и духовная жизнь России
Русская культура в первой половине XIX
века
Реформы Александра II
Россия после отмены крепостного права
П/Р: Объяснить последствия отмены
крепостного право для крестьян
Россия в годы правления Александра III. 1881
– 1894
Государственно-социальная система России в
конце XIX века
Русская культура во второй половине XIX
века.
32
Тема 9.7.
Тема 9.8.
Тема 9.9.
Тема
9.10.
Тема
9.11.
Тема 9.12
Тема 9.13
3
1
2
33
34
3
3
35
36
3
3
1
37
2
38
2
39
1
Раздел 10
Российская Империя накануне
Первой мировой войны
Тема 10.1
Россия на рубеже XIX – XX
40
3
Тема 10.2
Кризис империи: русско-японская война и
революция
1905-1907 годов
Политическая жизнь страны после
Манифеста
17 октября 1905года
Культура России в конце XIX века – начале
XX века.
41
2
42
1
43
3
44
3
3
Тема10.3
Тема 10.4
Тема 10.5
Повторение
Раздел
11
Межвоенный период (1918-1939)
Тема
11.1.
Тема
11.2.
Россия в первой мировой войне: конец
империи.
Февральская революция 1917 года. П/Р:
Назовите предпосылки и причины
Февральской революции 1917г.
45
Тема
11.3.
Тема
11.4.
Переход к власти партии большевиков.
47
3
Гражданская война и иностранная военная
интервенция.1918-1922.
48
3
49
2
Раздел
12
Тема
46
1
3
Советское государство и общество
в 1920-1930-е годы
Новая экономическая политика П/Р:
12.1.
Тема
12.2.
Тема
12.3.
Перечислите мероприятия связанные с новой
экономической политикой. Сравните
политику НЭПа с политикой военного
коммунизма.
Образование СССР и его международное
признание
Культура и искусство после октября 1917
года
1
50
2
51
3
Модернизация экономики и оборонной
системы страны
в 1930 годы. Культурная революция
чем проявились ее особенности?
П/Р: Охарактеризуйте развитие советской
науки в 1930-е гг. На решение каких задач
она была ориентирована?
Культ личности И.В. Сталина, массовые
репрессии и создание централизованной
системы управления обществом
52
53
2
Международные отношения и внешняя
политика СССР
в 1930-е годы
СССР в 1939-1941 годы.
54
2
55
1
Начальный период Великой Отечественной
войны.
Июнь 1941 года – ноябрь 1942года
Начальный период Великой Отечественной
войны.
Июнь 1941 года – ноябрь 1942года
56
2
57
2
Тема
13.3.
Коренной перелом в Великой Отечественной
войне.
Ноябрь 1942 года – зима 1943 года
58
1
Тема
13.4.
Наступление Красной Армии на
заключительном этапе Великой
Отечественной войны.
59
2
60
1
61
3
Тема
12.4.
Тема
12.5.
Тема
12.6.
Тема
12.7.
Раздел
13
Тема
13.1.
Тема
13.2.
Тема
13.5.
Раздел
14
Тема
14.1.
1
3
Великая Отечественная война. 19411945 годы
Причины, цена и значение Великой
Победы.
Советский Союз в первые
послевоенные десятилетия. 19451964 годы
Внешняя политика СССР и начало “холодной
войны”
Тема
14.2.
Раздел
15
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
62
3
СССР в годы “коллективного
руководства”
Тема
15.1.
Политика и экономика: от реформ – к
“застою”
63
3
Тема
15.2.
СССР на международной арене. 1960-1970-е
годы
64
3
Раздел
16
Тема
16.1.
Тема
16.2.
Раздел
17
Перестройка и распад советского
общества
Политика перестройки в сфере экономики
П/Р: Объяснить что общего у «оттепели»
хрущевского времени и политики гласности
М.С. Горбачева?
Кризис и распад советского общества.
1
66
3
1
Россия на рубеже XX – XXI веков.
Соревнование социальных систем.
Современный мир
Тема
17.1.
Курс реформ: социально-экономические
аспекты
П/Р: Объяснить в чем суть чеченской
проблемы? Какие тенденции и противоречия
развития РФ она отражает?
Тема
17.2.
Тема
17.3.
Тема
17.4.
Тема
17.5.
Тема
17.6.
Тема
17.7.
Тема
17.8.
17.9
Россия в начале 1990-х годов
17.10.
17.11
65
67
1
3
68
1
Внешняя политика демократической России
69
2
Повторение
70
3
Повторение
71
3
Повторение
72
3
Повторение
73
3
Повторение.
Повторение
Повторение
74
75
76
3
ДЗ: Итоговый тест по курсу "История",
ДЗ: Итоговый тест по курсу "История"
77
78
Итого
78
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее
изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест – 30
- стульев – 30
- доска классная – 1
Учебные наглядные пособия:
- таблицы
- планшеты (карты, плакаты…)
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции:…
Технические средства обучения:
- экран проекционный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов:
1.
Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале
ХVII в.: исторический атлас. –М., 2020.
2.
Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ!
История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2021.
3.
Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2021
4.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2020
5.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебнометодический
комплекс. –М., 2021
6.
Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М., 2020.
7.
Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы
международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2019.
8.
Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2021. Древняя Русь в
средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2021.
9.
Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов,
Д. Бренденберг. – М., 2020.
10.
Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г.
Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2021
11.
Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016. Розенталь И. С.,
Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2021
12.
Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2021.
13.
Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в.
(границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2020.
Для преподавателя:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
3.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
4.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. —
М., 2021.
5.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого учебника истории. — М., 2021.
6.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. —
М., 2020.
7.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова,
А.А.Данилова. — М., 2020.
8.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории //
Вестник образования. — 2021. — № 13. — С. 10—124.
Дополнительные источники:
1. Буганов В.И, Зырянов П.Н, Сахаров А.Н История России конец XVII-XIX век,
профильный уровень –М. 2021 г.
2. Волобуев О.В, Кулешов С.В История России XX- начало XXI века, профильный
уровень -М., 2020 г.
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,
2021.
4. Сахаров А.Н, Буганов В.И История России с древнейших времён до конца XVII века,
профильный уровень –М., 2021 г.
5. Интернет-учебник Барисов Н.С. «История России» 10 класс, 2021 г..
6. Волобуев О.В. «Всеобщая история». 10 класс, 2021 г..
7. Волобуев О.В. «История России.» 10 класс, 2021г..
8. Горинов М.М. «История России.» 10 класс, 2021 г..
Интернет-ресурсы:
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
13
www.world-war2.chat.ru
(Вторая
Мировая
война
в
русском
Интернете).
www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты
России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www.magister.msk.ru/library/library.htm
(Интернет-издательство
«Библиотека»:
электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
www.statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may.ru (Проектакция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
www.radzivil.chat.ru
(Радзивилловская
летопись
с
иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info
(Революция
и
Гражданская
война:
интернет-проект).
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www.all-photo.ru/empire/index.ru.html
(Российская
империя
в
фотографиях).
www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www.sovmusic.ru (Советская музыка).
www.infoliolib.info
(Университетская
электронная
библиотека
Infolio).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ
им. М.В.Ломоносова).
www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).
14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе излучения предмета «История» предусматривается организация и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных
достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль
проводится в процессе проведения тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных зданий, проектов, исследований.
Обучение завершается итоговой аттестацией в виде ДЗ / тест/.
Результаты обучения
Знания
−−сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
уважения к своему
народу,
чувств
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой
край,
свою
Родину, прошлое и
настоящее
многонационального
народа
России,
уважения
к
государственным
символам
(гербу,
флагу, гимну);
−−становление
гражданской позиции
как
активного
и
ответственного члена
российского общества,
осознающего
свои
конституционные
права и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические
ценности;
−−
готовность
к
служению Отечеству,
его
защите;
сформированность
мировоззрения,
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Демонстрация знаний ,
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
уважения к своему
народу, чувств
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой край, свою
Родину, прошлое и
настоящее;
Демонстрация знаний
сущности и причин
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце
XX – начале XXI вв.
Демонстрация знаний
основных процессов
политического и
экономического
развития ведущих
государств и регионов
мира
Демонстрация знаний ,
становление
гражданской позиции
как активного и
ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные
права и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством собственного
достоинства;
-Оценка выполнения Практической работы
№ 1": На контурной карте отметить места
расселения восточных славян " .
№2 Оценка выполнения практической
работы «Выписать значение принятия
христианства
на Руси»
«№3 «Объяснить чем дополнилось Русская
правда при Ярославичах»
№4 «Написать эссе о деятельности
Александра Невского»
№5 Ответить на вопрос: «Почему Москва
стала центром объединения Русской земли?»
№6 Составить таблицу по «культуре 14-15
века»
№7 В таблице по культуре «выделить новые
явления появившиеся к тому времени в
сравнении с периодом 10-13 век»
№8 Подготовить рассказ об одном из героев
эпохи
№9 Каково значение реформ Петра I для
истории России?
№10 Сравнить преобразование
осуществленные Петром I Екатериной II.Кто
и почему оказался более успешным
реформатором
№11 Составить таблицу по «Культуре и быту
России во второй половине 18 века»
№12 “Объяснить причины поражения России
в Крымской войне”
№13 Объяснить последствия отмены
крепостного право для крестьян
№14 Назовите предпосылки и причины
Февральской революции 1917г
№15
Перечислите мероприятия связанные с новой
экономической политикой. Сравните
политику НЭПа с политикой военного
коммунизма.
№16
Охарактеризуйте развитие советской науки в
1930-е гг. На решение каких задач она была
ориентирована?
№17
Объяснить что общего у «оттепели»
Демонстрация знаний
о роли науки,
культуры и религии в
сохранении и
15
соответствующего
современному уровню
развития исторической
науки и общественной
практики, основанного
на диалоге культур, а
также различных форм
общественного
сознания, осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
−−
сформированность
основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества; готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
−−толерантное
сознание и поведение
в
поликультурном
мире, готовность и
способность
вести
диалог с другими
людьми, достигать в
нем взаимопонимания,
находить общие цели
и сотрудничать для их
достижения;
•
метапредметных:
−−умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
укреплений
национальных и
государственных
традиций
Демонстрация знаний
о
содержании
и
назначении
важнейших правовых
и
законодательных
актов мирового и
регионального
значения;
Демонстрация умения
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии в различных
ситуациях;
Демонстрация
умения
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии в различных
ситуациях;
Демонстрация
продуктивно общаться
и взаимодействовать в
хрущевского времени и политики гласности
М.С. Горбачева?
№18
Объяснить в чем суть чеченской проблемы?
Какие тенденции и противоречия развития
РФ она отражает?
-Оценка устных ответов
- Оценка защиты рефератов:
• Происхождение человека: дискуссионные
вопросы.
• Начало цивилизации.
• Древний Восток и Античность: сходство и
различия.
•
Феномен
западноевропейского
Средневековья
• Восток в Средние века.
• Основы российской истории.
•
Происхождение
Древнерусского
государства.
• Русь в эпоху раздробленности.
• Возрождение русских земель (ХIV—ХV
века).
• Рождение Российского централизованного
государства.
• Смутное время в России.
• Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
• Наш край с древнейших времен до конца
ХVII века.
• Истоки модернизации в Западной Европе.
• Революции ХVII—ХVIII веков как
порождение модернизационных процессов.
• Страны Востока в раннее Новое время.
• Становление новой России (конец ХVII —
начало ХVIII века).
• Россия ХVIII века: победная поступь
империи.
• Наш край в ХVIII веке.
• Рождение индустриального общества.
• Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и
взаимовлияние.
• Отечественная война 1812 года.
• Россия ХIХ века: реформы или революция.
• Наш край в ХIХ веке.
• Мир начала ХХ века: достижения и
противоречия.
• Великая российская революция.
• Между Первой и Второй мировыми
войнами: альтернативы развития.
• Советский вариант модернизации: успехи и
издержки.
• Наш край в 1920—1930-е годы.
• Вторая мировая война: дискуссионные
вопросы.
- ДЗ: Итоговый тест по курсу "История"
16
стратегии в различных
ситуациях;
−−умение
продуктивно общаться
и взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
−− владение навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем; способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
−готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках
исторической
информации,
критически
ее
оценивать
и
интерпретировать;
−умение использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных
задач с соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм,
норм
процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
−− владение навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем; способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
−готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках
исторической
информации,
критически
ее
оценивать
и
интерпретировать;
Демонстрация
сформированности
представлений
о
современной
исторической науке, ее
специфике,
методах
исторического
познания и роли в
решении
задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире;
−владения комплексом
знаний об истории
России и человечества
в
целом,
представлениями об
общем и особенном в
мировом
историческом
17
информационной
безопасности;
−умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать решения,
определяющие
стратегию поведения,
с учетом гражданских
и
нравственных
ценностей;
• предметных:
−сформированность
представлений
о
современной
исторической науке, ее
специфике,
методах
исторического
познания и роли в
решении
задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире;
−владение
комплексом знаний об
истории России и
человечества в целом,
представлениями об
общем и особенном в
мировом
историческом
процессе;
−сформированность
умений
применять
исторические знания в
профессиональной и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении;
−владение навыками
проектной
деятельности
и
исторической
реконструкции
с
привлечением
различных
источников;
−сформированность
умений вести диалог,
обосновывать
свою
точку
зрения
в
дискуссии
по
исторической
тематике.
процессе;
−сформированности
умений
применять
исторические знания в
профессиональной и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении;
−владения навыками
проектной
деятельности
и
исторической
реконструкции
с
привлечением
различных
источников;
−сформированности
умений вести диалог,
обосновывать
свою
точку
зрения
в
дискуссии
по
исторической
тематике.
18
Умения
−−умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии в различных
ситуациях;
−−умение
продуктивно общаться
и взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
−− владение навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем; способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических
задач,
применению
различных
методов
познания;
−готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках
исторической
Демонстрация умений
ориентироваться в
современной
экономической,
политической и
культурной ситуации в
России и мире
Демонстрация умений
выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических заданий:
«Сравнить, сделать вывод:
“ Мировая цивилизация: новые проблемы
на рубеже тысячелетий”»
- решении ситуационной
задачи :
«Объяснить почему осмысление
глобальных проблем человечества
связывают с именем и идеями русского
учёного В.И. Вернадского»
- выполнении контрольной работы
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных работ.
- подготовке и выступлении с докладом,
сообщением
-защите реферата
- проведении промежуточной аттестации:
ДЗ-итоговый тест
19
информации,
критически
ее
оценивать
и
интерпретировать;
−умение использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных
задач с соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
−умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать решения,
определяющие
стратегию поведения,
с учетом гражданских
и
нравственных
ценностей;
Оценка индивидуальных достижений- дифференцированный зачет-тест.
Критерий оценки индивидуальных достижений:
«5»- учащийся свободно владеет историческим материалом, историческими понятиями, умеет
на практике анализировать, сравнивать, делать выводы.
«4»- тоже самое что и на оценку «5» только может допускать не существенные неточности при
ответах.
«3»- знать только основные события, понятия ,но на практике не умеет ими пользоваться.
"2" – слабо знает основные события, не знает значение понятии, не умеет анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Критерии оценки теста:
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
20
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
• Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
• Начало цивилизации.
• Древний Восток и Античность: сходство и различия.
• Феномен западноевропейского Средневековья
• Восток в Средние века.
• Основы российской истории.
• Происхождение Древнерусского государства.
• Русь в эпоху раздробленности.
• Возрождение русских земель (ХIV—ХV века).
• Рождение Российского централизованного государства.
• Смутное время в России.
• Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
• Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.
• Истоки модернизации в Западной Европе.
• Революции ХVII—ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.
• Страны Востока в раннее Новое время.
• Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
• Россия ХVIII века: победная поступь империи.
• Наш край в ХVIII веке.
• Рождение индустриального общества.
• Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
• Отечественная война 1812 года.
• Россия ХIХ века: реформы или революция.
• Наш край в ХIХ веке.
• Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
• Великая российская революция.
• Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
• Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
• Наш край в 1920—1930-е годы.
• Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
• Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
• Наш край в годы Великой Отечественной войны.
• От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
• Конец колониальной эпохи.
• СССР: триумф и распад.
• Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
• Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
• Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.
21