ОУД.06 Химия

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
 Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями: 22
января, 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020 г);

Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО,
реализуемых на базе основного общего образования»;

Примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для ПОО (2015 г);

Уточнения ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г;

О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти наиболее
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017.
 Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
 ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
 Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терёшкина»;
 Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина;
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина».

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терёшкина»

«Полипрофильный

техникум

им.

РАЗРАБОТЧИК: Токалова Наталья Валерьевна, преподаватель высшей категории.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

20

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО ПССЗ социально-экономического профиля
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС 43.02.15 Поварское и кондитерское дело место учебной дисциплины
«Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО
или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников
2) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
3) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
4) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов
и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических
задач;
5) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по
химическим формулам и уравнениям;
6) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
•
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;

4

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
•
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных
операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования
выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения,
научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить
ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
•
предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением,
описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных
опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

117

Обязательные аудиторные учебные занятия

87

в том числе:
практические занятия

24

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа

*

Итоговая аттестация в форме (Экзамен)

6
5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов

Раздел 1. Неорганическая
химия. Повторение.

Содержание учебного материала,
практические задания, самостоятельное изучение

Уровень
освоения

Количество
часов

1.1, 2. Основные классы неорганических соединений.

2

2

1.3,4. Генетическая связь между классами неорганических соединений .

2

2

1.,5,6,7. Классификация химических реакций (соединения, разложения,
обмена, замещения).

2

3

1.8,9. Практическая работа № 1 «Составление уравнений химических
реакций».

3

2

1.10,11 Окислительно - восстановительные реакции. Степень окисления.

2

2

1.12,13. Ионные уравнения химических реакций .

2

2

1.14,15. Практическая работа № 2 « Написание ионных уравнений».

3

2

2,2

1

2

1

1.16. Строение атома химических элементов.

Самостоятельная работа

1.17. Практическая работа № 3 « Закрепление знаний по строению
атома».
Написание уравнений химических реакций
Классификация неорганических соединений

6

2.18,19,20. Предмет органической химии. Сравнение органических и
неорганических соединений.
Раздел 2. Органическая
химия. Тема 2.1. Основные
понятия органической
химии. Теория строения
органических соединений.

1

3

2.21,22,23. Химическое строение органических соединений. Теория
А.М. Бутлерова.

1

3

2.24,25. Изомерия.

1

2

2.26. Практическая работа № 4 «Написание структурных формул
органических соединений».

3

1

2.27. Электронная природа химических связей.

2

1

2.28. Классификация органических соединений.

1

1

Написание структурных формул органических соединений
Самостоятельная работа

Тема 2.2. Углеводороды
Алканы.

1

Презентация на тему: «Теория А.М. Бутлерова»
«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой
органической химии
2.2.29. Алканы, гомологический ряд.

2

1

2.2.30. Строение алканов.

2

1

2.2.31. Изомерия алканов.

2

1

2.2.32. Практическая работа № 5 « Написание изомеров алканов».

3

1

2.2.33. Свойства алканов.

2

1

2.2.34. Получение и применение алканов.

2

1

2.2.35, 36. Практическая работа № 6 «Сравнение характеристик

3

2
7

алканов».

3

2

3

1

2

1

2

1

2.3.42. Алкены, гомологический ряд.

2

1

2.3.43. Строение алкенов.

2

1

2.3.44. Изомерия алкенов.

2

1

2.3.45. Практическая работа № 8 « Написание изомериов алкенов».

3

1

2.3.46,47. Свойства алкенов.

2

2

2.3.48. Получение и применение алкенов.

3

1

2.3.49. Практическая работа № 9 «Решение расчетных задач на вывод
формул».

3

1

2.2.37,38. Практическая работа № 7 «Изготовление моделей молекул
углеводородов».
2.2.39. Циклопарафины.
2.2.40. Решение задач на нахождение молекулярных формул
газообразных веществ.
2.2.41. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций.
Самостоятельная работа

Написание структурных формул изомеров, название веществ.
Решение задач.

Тема 2. 3 Алкены.

8

Название веществ по международной номенклатуре.
Самостоятельная работа

Составление решений генетических связей.
Решение задач.

Тема 2.4. Алкадиены.
Каучуки.

Тема 2.5. Алкины

2.4.50. Алкадиены.
Презентация на тему: «Этилен и его применение».

2

1
2

2.4.51. Каучуки.

2

1

2.4.52. Практическая работа № 10 « Решение расчетных задач по
термохимическому уравнению реакций».

3

1

2.5.53. Алкины, гомологический ряд.

2

1

2.5.54. Строение алкинов.

2

1

2.5.55. Изомерия алкинов.

2

1

2.5.56. Практическая работа № 11 « Написание изомеров алкинов».

3

1

2.5.57,58. Свойства алкинов

2

2

2.5.59. Получение и применение алкинов.

3

1

2.5.60. Решение расчетных задач на объемные отношения газов.

2

1

Название веществ по международной номенклатуре.
Самостоятельная работа

Решение задач.

1

Презентация на тему: «Ацетилен, его применение».

9

Тема 2.6. Арены.

Самостоятельная работа
Тема 2.7. Природные
источники ...углеводородов

2.6.61. Строение молекулы бензола. Изомерия.

2

1

2.6.62. Свойства бензола.

2

1

2.6.63. Получение, применение. Гомологи бензола.

2

1

2.6.64. Практическая работа №12 «Решение генетических связей между
углеводородами.

3

1

2

2

2

1

Презентация на тему «Бензол применения»
2.7.65,66. Нефть. Состав. Переработка нефтепродуктов. Коррупционные
составляющие в нефтегазовой промышленности России и мира
2.7.67. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач.
Презентация на тему «Нефть».

Самостоятельная работа

«Природный газ».
«Каучук».
«Развитие энергетики и проблемы изменения структуры использования
углеводородного сырья».

10

Тема 2.8.
Кислородсодержащие
углеводороды. Спирты и
фенолы.

Самостоятельная работа

Тема 2.9. Альдегиды и
карбоновые кислоты.

Самостоятельная работа

2.8.68. Одноатомные спирты, гомологический ряд.

2

1

2.8,69. Изомерия спиртов.

2

1

2.8.70.Практическая работа №13 «Написание изомеров спиртов.»

3

1

2.8.71. Свойства спиртов.

2

1

2.8.72. Получение и применение спиртов.

3

1

2.8.73. Многоатомные спирты.

2

1

2.8.74. Фенолы.

2

1

2.8.75 Практическая работа №14. Решение генетических цепочек.
Презентация на тему: «Вредное воздействие спирта на организм».
2.9.76,77. Альдегиды, строение, свойство, получение, применение.

3

1

2

2

2.9.78,79. Карбоновые кислоты, строение, свойство, получение,
применение.

2

2

3

2

2.9.82. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

3

2

2.9.83 Практическая работа №16 « Решение генетических цепочек
между
классами
органических
соединений.»
Презентация
на тему
«Альдегиды
и строение».

3

1

2.9.80.81. Практическая работа № 15 «Изучение химических свойств
уксусной кислоты».

«Карбоновые кислоты, строение».
«Применение карбоновых кислот».
1
11

Тема 2.10. « Сложные
эфиры». «Жиры».

Самостоятельная работа

2.10.84. Сложные эфиры.

2

1

2.10.85. Жиры.

2

1

2.10.86. Практическая работа № 17 «Изучение свойств жиров».

3

1

2.10.87. Практическая работа № 18 «Сравнение свойств раствора мыла и
порошка».
Подготовка к практической работе.

3

1

Написание уравнений химических реакций.
2.11.88,.Глюкоза, строение.

2

1

2.11.89.Свойства, применение.

2

1

2.11.90.Сахароза.

2

1

2.11.91.Крахмал.

2

1

2.11.92.Целлюлоза.

2

1

2.11.93.Получение ацетатного волокна.

2

1

2.11.94. Практическая работа№19 «Изучение свойств углеводов».

3

1

Презентация на тему: «Применение сложных эфиров».
« Жиры – пищевой продукт».

Тема 2. 11. «Углеводы».

Презентация на тему: «Получение ацетатного волокна».
Самостоятельная работа

«Углеводы в продуктах питания».
Подготовка к практической работе.

12

2.12.95.Амины. Анилин.

2

1

2.12.96. Аминокислоты.

2

1

2.12.97.Изомерия аминокислот.

2

1

2.12.98,. Практическая работа № 20 « Написание изомеров
аминокислот».

3

1

2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

2.12.99.Свойства аминокислот.
Тема 2.12. «
Азотсодержащие
соединения».

2.12.100. Получение и применение аминокислот.
2.12.101. Практическая работа № 21 « Решение генетических связей.»
2.12.102.. Белки, строение, состав.
2.12.103. Свойства белков.
2.12.104. Практическая работа № 22 « Изучение свойств белков».
2.12.105. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
2.12.106. Нуклеиновые кислоты, строение, состав, значение. Химия и
здоровье человека.
Презентация на тему: «Химия и здоровье человека».

Самостоятельная работа

«Открытие нуклеиновых кислот».
Написание уравнений химических реакций по теме «Генетическая
связь».
Подготовка к практической работе.

1
1
13

Тема 2.13. «Синтетические
полимеры».

2.13.107. Полимеры – ВМС.

2

1

2.13 108 Каучуки. Волокна.

2

1

2,13.109 Практическая работа №23 «Решение генетических связей
между классами органических соединений»

3

1

3

2

3

6

2.13.110,.111 Практическая работа № 24«Распознавание пластмасс и
волокон».
Подготовка к практической работе.
Самостоятельная работа

Подготовка к экзамену.
Презентация на тему: «Органическая химия, человек и природа».
112 - 117. Экзамен

Итоговая аттестация
.
Всего

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по Химии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- шаростержневые модели молекул веществ;
- модели кристаллических решеток веществ.
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по химии;
- коллекции;
- набор «Портреты ученых химиков»;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор,

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы

Для студентов:
Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
15

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С.и др. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Естествознание. Химия. М. Издательский центр
«Академия» 2018г.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Рабочая тетрадь по химии 11 класс М. «Просвещение» 2019
год.
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №
170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 №
148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
16

www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.

Результаты ФГОС

1) сформированность представлений о месте
химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора
и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль в форме:
1)Тематические тесты по темам:
1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70
2) практические работы: решение
расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29;
2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49;
2.5.57

решение экспериментальных задач:
1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76;
2) владение основополагающими химическими 2.8.72; 2.8.71 решение логических
понятиями,
теориями,
законами
и задач и химические диктанты: 2.2.26;
закономерностями;
уверенное
пользование 1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные
работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35;
химической терминологией и символикой;
2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70

3) владение основными методами научного
познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведённых
опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при

Текущий контроль в форме:
1)Тематические тесты по темам:
1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70
2) практические работы: решение
расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29;
2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49;
2.5.57
17

решение экспериментальных задач:
1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76;
2.8.72; 2.8.71 решение логических
задач и химические диктанты: 2.2.26;
4)
сформированность
умения
давать 1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные
количественные оценки и проводить расчёты по работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35;
2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70
химическим формулам и уравнениям;
решении практических задач;

5) владение правилами техники безопасности при
использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по
отношению
к
химической
информации,
получаемой из разных источников.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка «5» ставится в случае, если студент понимает химизм явлений и процессов, знает
законы и теории, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить их в новой
ситуации и при выполнении практических заданий. Письменная работа выполнена без ошибок
и недочётов или имеет не более одного недочёта. Студент даёт точное определение основных
понятий, законов, теорий, правильное определение химических величин и их единиц
измерения, правильно записывает формулы и даёт название веществам. При ответе студент
обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет устанавливать
внутрипредметные и межпредметные связи. Студент анализирует, обобщает и самостоятельно
делает выводы; умеет структурировать материал.
Оценка «4» ставится в случае, если студент допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
преподавателя. Недостаточны навыки работы со справочной литературой. В письменной работе
при полном объеме - не более одной негрубой и одного недочёта (или не более двух недочётов).
Оценка «3» ставится в случае, если студент правильно понимает химическую сущность
явлений и процессов, но при ответе обнаруживает отдельные пробелы в усвоении основных тем
курса химии; испытывает затруднения в применении знаний для решения задач, при
объяснении химических процессов на основе теорий и законов; ответ учащегося неполный,
недостаточно понимание основных вопросов курса химии, допускает одну - две грубые
ошибки. В письменной работе не менее 50% её объёма выполнено правильно или допущено не
более двух грубых ошибок.

18

Оценка «2» ставится в случае, если студент не знает и не понимает большую часть
материала; знания неполные или слабо сформированные, нет умений их применения к решению
задач и вопросов по образцу. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки, которые он не
может исправить с помощью преподавателя. В письменной работе правильно выполнены менее
50% её объёма.
Оценка «1» ставится в случае, если студент не может ответить ни на один из
поставленных вопросов. При выполнении письменной работы не приступал к её выполнению
или правильно выполнил не более 10% её объёма.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
19

5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки
в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке "3й;
20

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает
отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования
безопасности труда.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Тест оценивается следующим образом

Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ПРЕЗЕНТАЦИЙ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
• Современные методы обеззараживания воды.
• Аллотропия металлов.
• Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
• Изотопы водорода.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
21

• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Аморфные вещества в природе, технике, быту.
• Охрана окружающей среды от химического
характеристики загрязнения окружающей среды.

загрязнения.

Количественные

• Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
• Косметические гели.
• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
• Минералы и горные породы как основа литосферы.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Вода как реагент и среда для химического процесса.
• Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
• Оксиды и соли как строительные материалы.
• История гипса.
• Поваренная соль как химическое сырье.
• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Виртуальное моделирование химических процессов.
• Электролиз растворов электролитов.
• Электролиз расплавов электролитов.

22

• Практическое
гальваностегия.

применение

электролиза:

рафинирование,

гальванопластика,

• История получения и производства алюминия.
• Электролитическое получение и рафинирование меди.
• Жизнь и деятельность Г.Дэви.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной
металлургии. Современное металлургическое производство.
• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научнотехническом прогрессе.
• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Рождающие соли — галогены.
• История шведской спички.
• История возникновения и развития органической химии.
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
• Современные представления о теории химического строения.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
• Экономические
углеводородного сырья.

аспекты

международного

сотрудничества

по

использованию

• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской
Федерации.
• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
• Нефть и ее транспорт
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».