ОУД.02 Литература (97 ч)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
 Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и
дополнениями: 22 января, 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020 г);

Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО,
реализуемых на базе основного общего образования»;

Примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для ПОО (2015 г);

Уточнения ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г;

О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти наиболее
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017.
 Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию
антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»);
 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
 Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терёшкина»;
 Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Положения по планированию, организации и проведению лабораторных,
практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина;
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина».
Разработчик:
ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»,
преподаватель Скрипко Е.В., 1 кв. категория.

2

Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Литература»…….............................................. 4
1.1. Область применения программы ………………………………………………………...... 4
1.2. Место дисциплины ………………………………………………………………………….. 4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
…………………………………………………………………………………………………..…..4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины ………................... 7
2. Структура и содержание учебной дисциплины ……………………...................................... 7
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы …………………………………….. 7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Литература»……………………………………………………………………………………..... 7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ……………………………………. 12
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению ………………………………… 12
3.2. Информационное обеспечение обучения ………………………………………………..... 12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………………………….. 14
5. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов ……………………... 18

3

1. Паспорт программы учебной дисциплины «Литература»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью рабочей
основной профессиональной образовательной программы (общеобразовательный цикл) в
соответствии с ФГОС по ОПОП ПССЗ социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины
В
структуре
основной
профессиональной
образовательной
программы:
общеобразовательный цикл. В учебных планах ППКРС, ПССЗ учебная дисциплина
«Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования,
для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Литература:
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
 личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное
сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое
отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,
культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и
др.);
 метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации,
- находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

4

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Освоение содержания учебной дисциплины Литература обеспечивает формирование и
развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования
общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции (в соответствии с ФГОС
СПО по специальности/профессии)

Личностные

ОК

1.

Понимать

сущность

и

социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Регулятивные

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, ориентировать их
эффективность и качество

Личностные

ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

Познавательные

ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
5

профессионального и личностного развития
Познавательные

ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности

Коммуникативные

ОК 6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать её сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями

Коммуникативные

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчинённых), за результат
выполнения заданий

Личностные

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации

Познавательные

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности

6

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 97 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной (теоретических занятий): 58 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Литература
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачёта – тест

Количество часов
1 курс
2 курс
40
57
40
57
30
10

Всего
97
97

28
27
2

58
37
2

В программе предусмотрена годовая отметка за I курс – текущий контроль за
индивидуальными образовательными достижениями обучающихся в форме теста

Тематический план и содержание учебной дисциплины
Литература
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала

Первый курс (40 часов)
Раздел 1. Литература 19 века (вторая половина) (40 часов)
Художественные открытия литературы 19 века
Тема 1.1.
(введение)
Художественные
открытия литературы
19 века (введение)
А.Н. Островский. Жизнь и творчество.
Островский – основоположник русского
национального театра. История создания «Грозы».
Тема 1.2. А.Н.
Катерина – русская трагическая героиня.
Островский
Кульминация и развязка трагедии. Жертвы
«тёмного царства». Практическая работа № 1.
Работа с текстом. Сочинение по пьесе «Гроза»
Тема.1.3. И.А. Гончаров И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Идейнохудожественный анализ романа «Обломов».
«Обломовщина». Практическая работа № 2.
Работа с текстом. Сочинение по роману
«Обломов»
Тема 1.4. И.С. Тургенев И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. История

№ п/п
урока

Уровень
освоения

1

1

2-6

2,3

7-8

2

9-12

2,3
7

создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Трагический характер конфликта в романе.
Художественное своеобразие романа.
Трагичность образа Базарова. Практическая
работа № 3. Работа с текстом.
Сочинение по роману «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Тютчев – поэтфилософ и певец родной природы.
«Не то, что мните вы, природа…», «О как
Тема 1.5. Ф.И. Тютчев убийственно мы любим», «К Б» и др.
Практическая работа № 4. Анализ
стихотворения Ф.Тютчева (по выбору
обучающегося). Чтение наизусть
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Философская
лирика Фета. «Шёпот, робкое дыхание», «Ещё
майская ночь» и др. Практическая работа № 5.
Тема 1.6. А.А. Фет
Анализ стихотворения А.Фета (по выбору
обучающегося). Чтение наизусть
Жизнь и общественная деятельность.
Тема 1.7.
Особенности композиции и жанровая специфика
Н.Г. Чернышевский
романа «Что делать?» Теория «разумного
эгоизма» и её воплощение в жизни «новых
людей». Смысл финала романа. Практическая
работа № 6. Составление опорного конспекта
Жизнь и творчество. Поэт «мести и печали».
Гражданская лирика «Поэт и гражданин»,
«Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая
Тема 1.8. Н.А. Некрасов мода». Практическая работа № 7. Анализ поэмы
«Кому на Руси жить хорошо». Обзор. Сочинение
по творчеству Н.А. Некрасова. (*«Как бороться
со взятками?»)
«Леди Макбет Мценского уезда» (обзор)
Тема 1.9. Н.С. Лесков
Тема 1.10. М.Е.
Салтыков-Щедрин

Тема 1.11. Ф. М.
Достоевский

Тема 1.12. А.К. Толстой

Тема 1.13. Л. Н.
Толстой

«История одного города» (обзор)
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман
«Преступление и наказание». Петербург
ДостоевскогоТеория и бунт Родиона
Раскольникова. «Тварь я дрожащая или право
имею». Мир «униженных и оскорблённых» в
романе. «Вечная Сонечка, пока мир стоит».
Практическая работа № 8. Работа с текстом.
Сочинение по роману «Преступление и
наказание»
А.К. Толстой. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Против течения…», «Средь
шумного бала, случайно…», «Когда природа вся
трепещет и сияет»… и др. (обзор)
Жизнь и творчество. История создания романа
«Война и мир». Роман-эпопея. Наташа Ростова и
княжна Марья. Путь исканий Андрея
Болконского. Жизненный путь Пьера Безухова.

13-14

2,3

15-16

2,3

17-18
2

19-22

2,3

23

2

24

2

25-29

2,3

30

2

31-36

2,3
8

Тема 1.14. А.П. Чехов

Тема 1.15. Повторение
пройденного материала

Тема 1.1. Особенности
развития литературы в
начале 20 века

Тема 1.2. И.А. Бунин

Тема 1.3. А.И. Куприн
Тема 1.4. Серебряный
век русской поэзии
(символизм, акмеизм,
футуризм).
Тема. 1.5. Поэзия
Серебряного века.
А.Белый
Тема. 1.6. А.Блок

Тема. 1.7. В.Хлебников
Тема. 1.8.
В.Маяковский
Тема. 1.9. С.Есенин

Практическая работа № 9. Работа с текстом.
«Мысль народная» в романе «Война и мир».
Образы Кутузова и Наполеона. Составление
опорного конспекта
Жизнь и творчество. Чехов – мастер короткого
рассказа. «Радость», «Студент», «На гвозде».
Маленький человек – мелкий человек.
«Маленькая трилогия», «Ионыч». Чеховский
театр. «Пусть на сцене всё будет как в жизни»
(А.П. Чехов). «Вишнёвый сад» (обзор).
Практическая работа № 10. Работа с текстом.
Отзыв по рассказам А.Чехова (по выбору
обучающегося)
Тест

Второй курс (57 часов)
Раздел. 2. Литература 20 века (57 часов)
1. Особенности развития литературы в начале 20
века Практическая работа № 1. Составление
опорного конспекта
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Рассказы
«Антоновские яблоки», «Чистый понедельник»,
«Тёмные аллеи» (на выбор). Практическая
работа № 2. Работа с текстом. Практическая
работа № 3. Пересказ рассказа
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Практическая
работа № 4. Тема любви в творчестве Куприна
«Гранатовый браслет». Работа с текстом.
Практическая работа № 5. Мини-сочинение
Поэзия начала 20 века (символизм, акмеизм,
футуризм). Практическая работа № 6.
Составление опорного конспекта
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине»
(возможен выбор других стихотворений).
Практическая работа № 7. Анализ
стихотворения (на выбор)
Практическая работа № 8. А. Блок «Россия»,
«Незнакомка», «Река раскинулась». Анализ
стихотворения (на выбор). Поэма «Двенадцать»
(обзор)
Практическая работа № 9. В. Хлебников
«Заклятие смехом», «Ещё раз, ещё раз». Анализ
стихотворения (на выбор)
Практическая работа № 10. В. Маяковский. «А
вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»,
«Лиличка!», «Люблю», «Флейта – позвоночник».
Анализ стихотворения (на выбор)
Практическая работа № 11. С.Есенин. «Мы

37-39

1,2

40

3

1

1

2-5

1,3

6-9

1,3

10-11

1

12-13

2,3

14

2,3

15

2,3

16-17

2,3

18-19

2,3
9

Тема. 1.10. М.Цветаева

Тема. 1.11. А.Ахматова

Тема 1.12. М.Горький
Тема 1.13. М.А.
Булгаков
Тема 1.14. А.Н. Толстой

Тема 1.15.
М.А. Шолохов
Тема 1.16.
Б. Л. Пастернак
Тема 1.17. В.М.
Шукшин
Тема 1.18. Поэзия
второй половины 20
века
Тема 1.19. Литература
народов России
Тема 1.20. Творчество
поэтов в 1950-1980-е
годы. В.Высоцкий
Тема 1.21. И.Бродский
Тема 1.22. Драматургия
второй половины 20

теперь уходим понемногу», «Спит ковыль», «Не
жалею, не зову, не плачу», «Письмо матери»,
«Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»
Анализ стихотворения (на выбор)
Практическая работа № 12. М. Цветаева. «Моим
стихам, написанным так рано..», «Генералам 12
года», «Тоска по родине! Давно…» Анализ
стихотворения (на выбор)
Практическая работа № 13. А. Ахматова.
«Реквием» – гражданский подвиг. Обзор. Анализ
стихотворения. Практическая работа № 14.
Выразительное чтение поэзии Серебряного века.
Чтение наизусть
М.Горький. Жизнь и творчество. Практическая
работа № 15. Рассказ «Старуха Изергиль». Работа
с текстом. Практическая работа № 16. Ответы
на вопросы
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (обзор).
Практическая работа № 17. Составление
опорного конспекта
А.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Практическая работа № 18. Роман «Петр
Первый» Работа с текстом. Ответы на вопросы
(*Антикоррупционная деятельность Петра)
Очерк жизни и творчества. Роман-эпопея «Тихий
Дон» (обзор). Практическая работа № 19.
Составление опорного конспекта
Очерк жизни и творчества. «Февраль», «Гамлет»,
«Быть знаменитым некрасиво». Практическая
работа № 20. Анализ стихотворения (на выбор).
Чтение наизусть.
В.М. Шукшин. Рассказы «Выбираю деревню на
жительство», «Срезал», «Чудик». Практическая
работа № 21. Работа с текстом. Пересказ
Н. Рубцов. «Берёзы», «Не пришла», «Грани».
Б.Ш. Окуджава. «Ангелы», «Мы за ценой не
постоим», «Арбатский романс».
А. Вознесенский «Гойя», «Гитара», «Смерть
Шукшина» (по выбору преподавателя)
Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть
глаза у цветов», «Не торопись» Практическая
работа № 22. Анализ стихотворения
В.Высоцкий. Жизнь и творчество. Практическая
работа № 23. Стихотворения (по выбору
преподавателя). Афоризмы Высоцкого. Чтение
наизусть
Практическая работа № 24. И.Бродский.
Стихотворения (по выбору обучающегося).
Выразительное чтение
Практическая работа № 25. Драматургия А.В.
Вампилова. Драма «Утиная охота» (обзор)

20-21

2,3

22-24

2,3

25-27

2,3

28-30

1,2

31-33

1,2

34-36

2,3

37-38

2,3

39-41

1,3

42

2

43-44

2,3

45-47

2,3

48-49

2,3

50-51

1,2
10

века. А.В. Вампилов
Тема 1.23. Русское
литературное
зарубежье. И.С.Шмелёв
Тема 1.24. Литература
конца 1980-2000-х
годов. В.П. Астафьев
Дифференцированный
зачет

Составление опорного конспекта
И.С. Шмелёв. Жизнь и творчество. «Лето
Господне» (обзор). Духовный роман в русской
литературе. Практическая работа № 26.
Составление опорного конспекта
В. Астафьев «Прокляты и убиты» (обзор).
Практическая работа № 27. Мини-сочинение о
Великой Отечественной войне
Тест

52-53

1,2

54-55

2,3

56-57

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

11

3. Условия реализации программы учебной дисциплины
Литература:
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Литература
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест –30;
- стульев – 30;
- доска классная – 1;
Учебные наглядные пособия:
- Выставки: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.В. Маяковский,
Ф.М. Достоевский. М.А. Шолохов, М.М. Зощенко, Н.А Некрасов.
- Таблицы, опорные конспекты по отдельным темам, иллюстрации к отдельным
произведениям.
- Карточки для индивидуальных занятий.
- Видеофильмы «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир» и т.д.
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности, санитарии.
- инструкции по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
- (компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор)
- экран проекционный, телевизор
3.1. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
литературы.

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
1. Михайлов О.Н. Литература 11 класс в 2-х частях (базовый и профильный уровни). М.:
Просвещение, 2017 г.
12

Дополнительные источники по литературе:
1. Обернихина Г.А Литература для СПО, 2017 г., pdf
2. Нестеренко О.А. Литература 19 века для СПО, Методическое пособие для аудиторной и
самостоятельной работы, 2018 г.
Интернет-ресурсы:
- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
- BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.bibliogid.ru

13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета «Литература» предусматривается организация и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных
достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимся
индивидуальных заданий.
Обучение
завершается
промежуточной
итоговой
аттестацией
в
форме
дифференцированного зачёта.
Формы и методы текущего контроля самостоятельно разрабатываются преподавателем.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля знаний создаются фонды
оценочных средств (ФОС)
Литература
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

1

2

Умения:

- пересказ художественного текста;

- воспроизводить содержание литературного - анализ отдельных глав литературного
произведения;
текста;
- домашняя подготовка к занятиям по
творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с
обучающимися);
анализировать
и
интерпретировать
художественное
произведение,
используя
сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка, художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой
произведения;

- работа со словарями, справочниками,
энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих
терминов с результирующим выбором и
изложением актуального значения);

- соотносить художественную литературу с
общественной
жизнью
и
культурой;
раскрывать
конкретно-историческое
и
общечеловеческое содержание изученных
литературных
произведений;
выявлять

- творческие работы обучающихся по
поставленной проблеме (сочинение, эссе,
ответ на поставленный вопрос, анализ
отдельных глав художественного текста,

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый
литературный текст;

14

«сквозные» темы и ключевые проблемы конспект критической статьи);
русской литературы; соотносить произведение
- тестовые задания;
с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;

- анализ художественного текста;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;
- доклады, рефераты обучающихся;

выразительно
читать
изученные чтение
произведения (или их фрагменты), соблюдая произведения,
нормы литературного произношения;
текста;

наизусть
лирического
отрывка художественного

- аргументировано формулировать свое - устный опрос обучающихся;
отношение к прочитанному произведению;
- творческие работы обучающихся (эссе,
сочинение, ответ на поставленный вопрос);
писать
рецензии
на
прочитанные письменные
произведения и сочинения разных жанров на обучающихся;
литературные темы;

творческие

работы

- использовать приобретенные знания и умения - фронтальный опрос обучающихся;
в практической деятельности и повседневной
- тестовые работы;
жизни для:





создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного
языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки
их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и
оценки литературных произведений;

- подготовка рефератов;
- работа со словарями, справочниками,
энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих
терминов с результирующим выбором и
изложением актуального значения);
- участие в дискуссии по поставленной
проблеме на уроке;
- внеклассное чтение (письменный анализ
литературного текста);

определения своего круга чтения по
русской литературе, понимания и оценки
иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных
отношений.
- тестовые работы (владеть
Знания:
литературоведческими понятиями);
- образную природу словесного искусства;
- работа с литературоведческими словарями;
15

- содержание
произведений;

изученных

литературных - составление конспектов критических
статей по художественному произведению,
карточек с библиографическим данными
- основные факты жизни и творчества писателей- писателей и поэтов русской и зарубежной
классиков XIX–XX вв.;
литературы;

основные
закономерности
историко- - фронтальный опрос обучающихся;
литературного процесса и черты литературных - беседа с обучающимися по прочитанному
тексту;
направлений;
- исследовательские и творческие работы
обучающихся;
- основные теоретико-литературные понятия

- тестовые и контрольные работы (владеть
литературоведческими понятиями);
- работа с литературоведческими словарями

Критерии оценивания индивидуальных достижений:
- Оценка «5». Знает, понимает, применяет полученные знания во всех видах работ,
проводимых на уроках литературы. Использует критическую литературу в оценке
произведения. Высказывает своё суждение. Владеет устной и письменной речью, выступает
с сообщениями и докладами. Умеет писать сочинение разных жанров на литературные темы.
- Оценка «4». Знает и понимает место и значение произведения в творчестве писателя.
Объясняет проблемы, поставленные в произведении, выделяет главное в характере героя,
сопоставляет взаимоотношения героев в литературном произведении. Пишет сочинениерассуждение. Недостаточно владеет анализом и аргументацией своего отношения к
прочитанному произведению.
- Оценка «3». Недостаточно знает: содержание произведения, не может определить жанр
произведения, не может установить связи между главными героями, недостаточно точно
пересказывает произведение, Знает только отдельные особенности творчества писателя,
пишет сочинение-пересказ.
- Оценка «2». Не знает содержание произведения, не умеет пересказывать, слабо владеет
письменной и устной речью, не рассказывает наизусть, не владеет правилами, умениями,
навыками написания сочинения.
Критерии оценивания тестов по русскому языку:
За основу взята общепринятая таблица: (количество правильных ответов умножить на
5 и разделить на количество тестовых заданий). Рассчитаны все тесты от 5 до 30 вопросов и
оформлены в виде таблицы:
кол-во

«5»

«4»

«3»

«2»

5

5

4

3

2

6

6

5

3,4

2

7

7

5,6

3,4

2

вопросов

16

8

7,8

6

4,5

3

9

8,9

7

5,6

4

10

9,10

7,8

5,6

4

11

10,11

8,9

6,7

5

12

11,12

9,10

6-8

5

13

12,13

10,11

6-9

5

14

13,14

10-12

7-9

6

15

14,15

11-13

8-10

7

16

15,16

12-14

8-11

7

17

16,17

12-15

9-11

8

18

17,18

13-16

9-12

8

19

18,19

13-17

10-12

9

20

18-20

14-17

10-13

9

21

19-21

15-18

11-14

10

22

20-22

16-19

11-15

10

23

21-23

17-20

12-16

11

24

22-24

17-21

12-16

11

25

23-25

18-22

13-17

12

26

24-26

19-23

13-18

12

27

25-27

19-24

14-18

13

28

26-28

20-25

14-19

13

29

27-29

21-26

15-20

14

30

27-30

21-26

15-20

14

17

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов по литературе:
1. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
2. Мое имя в литературе.
3. Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде (на примере одного из
авторов)
4. Флора и фауна в поэзии Серебряного века.
5. Мир фэнтези в современной литературе.
6. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
7. Женские судьбы в поэзии Серебряного века.
8. Женские судьбы в стихах наших современниц.
9. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
10. Тема пророчества в русской лирике.
11. Кто и зачем скрывается под маской псевдонима?
12. Взятка. Исторический словарь русского языка.
13. Взятка в пословицах и поговорках. Опыт лингвистического исследования.
Достоевский Фёдор Михайлович
1. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре
романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
3. Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких
эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Некрасов Николай Алексеевич
1. Поэтика поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (по нескольким эпизодам).
2. Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова.
Чехов Антон Павлович
1. Литературные места России А.П. Чехов.
2. Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова.
3. «Значащие» имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических
рассказах Чехова.
Островский Александр Николаевич
1. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение).
Пушкин Александр Сергеевич
1. Дуэль в жизни и творчестве Пушкина.
2. Литературные салоны пушкинской поры.
3. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
4. Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Толстой Лев Николаевич
1. Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
2. Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
3. Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
4. Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
5. Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
18

6. Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
7. Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Тургенев Иван Сергеевич
1. Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?»
Чернышевского).
2. Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
3. Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Тютчев Фёдор Иванович
1. Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
2. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
3. Тютчевские размышления о космосе и хаосе.
Фет Афанасий Афанасьевич
1. Античные образы в поэзии А.А.Фета.
2. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.
Анна Ахматова
1. Александр Сергеевич Пушкин в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
2. Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
3. Цветовая символика образа Розы в поэтическом мире Анны Ахматовой.
4. Цветы в поэзии А.А. Ахматовой.
Булгаков Михаил Афанасьевич
1. Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Бунин Иван Алексеевич
1. Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Блок Александр Александрович
1. Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать».
2. Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в
творчестве Блока.
Есенин Сергей Александрович
1. Образ матери в лирике С. Есенина.
2. Параллели творчества Сергея Есенина и Николая Рубцова.
Анна Ахматова
1. Александр Сергеевич Пушкин в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
2. Цветы в поэзии А.А. Ахматовой.
Марина Цветаева
1. Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа
стихотворения «Новогоднее».
Владимир Семенович Высоцкий
1. Афоризмы В.Высоцкого.
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».