Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями: 22
января, 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020 г);
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО,
реализуемых на базе основного общего образования»;
Примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для ПОО (2015 г);
Уточнения ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г;
О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти наиболее
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017.
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина».
Разработчик: ГАПОУ СО «ПТ им.О.В.Терёшкина»
2
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………………..4
Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………..6
Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………..8
Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины……………………………………………………………..…………..10
Вопросы к зачету по учебной дисциплине « география»………………………………....12
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов ………………..….12
Оценка индивидуальных .достижений……………………………………………………...13
3
1. Паспорт программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования по специальности:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.2. Место учебной дисциплины
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
При изучении курса « География» раскрывается политехническая направленность
данной науки, студенты должны понимать значение приобретенных умений и навыков,
осознавать ресурсный, экологический подход к изучению географии. Понимать и воспринимать
окружающую действительность как составляющую часть мира. Программа предусматривает
формирование умений: работать с источниками географической информации, применять
географические знания для решения различных учебных и бытовых задач. Умения,
формируемые в курсе изучения географии,
вносят вклад в развитие общеключевых
компетенций.
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на
достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира
в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к освоению дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
4
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и
контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук
• предметных:
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−
сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
5
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной (теоретических занятий) –36 часов;
в том числе лабораторных работ – 8 часов;
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Теоретическое обучение
в том числе: лабораторные работы
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
проводится в форме собеседования.
Количество
часов
36
26
8
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студентов,
курсовая работа (проект)
2
Количество
часов
3
Тема 1.1 Человек и
география мировых
природных ресурсов Земли
1. Современное освоение
планеты
2. П/р №1 «Определение
взаимосвязи природных ресурсов и
экономического развития»
3 П/р № 2 « Определение
размеров запасов земельных, водных и
лесных ресурсов по отдельным регионам
Земли»
4 Особо охраняемые природные
территории
5. Природопользование и
5
6
устойчивое развитие, выделение
основных проблем и перспектив освоения
природных ресурсов Арктики и
Антарктики
Тема 1.2 География
населения
6. П/ р № 3 «Определение
особенностей роста населения Земли».
7.Изучение возрастно-половой
пирамиды
8. Город. Деревня.
9.П/р № 4 «. Определение
основных направлений и причин
миграции населения»
10. География религий
11. Цивилизации Востока и
Запада
6
Тема 1.3
Политическая карта мира
12. П/р № 5 «Формирование
политической карты мира»
13. П/р № 6 «Характеристика
типов государств. Геополитика»
2
1.4 География
мировой экономики
14.Характеристика особенностей
мировой экономики
15. МТР: взгляд на прошлое и
настоящее
16. Анализ развития
горнодобывающей промышленности.
17. Энергетика.
18. Изучение обрабатывающей
промышленности
19. Определение уровня развития
современного сельского хозяйства
20. Выделение особенностей
развития транспорта
7
7
1.5
страны
Регионы и
21. Определение центров
экономической мощи, полюсы
безопасности
22. П/р № 7 «Выявление
особенностей развития экономики США»
23.Развитие топливной и
деревообрабатывающей промышленности
Канады
24.Латинская Америка
25. П/р № 8 «Сравнение регионов
Латинской Америки»
26.Западная Европа
27. Франция, Италия
28. Центрально- Восточная
Европа
29.Постсоветский регион
30. Зарубежная Азия
31.Китай
32.Япония
33.Юго - Восточная Азия
34.Южная Азия Юго- Западная
Азия
35.36. Дифференцированный
зачет
16
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест –30
- стульев –30
- доска классная –1
Учебные наглядные пособия:
- Политическая карта мира
- Карты крупных стран и регионов мира
- Карта народов мира
- Отраслевые карты мира (транспорт, машиностроение, черная и цветная металлургия)
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионно-программным обеспечением
- экран проекционный
- видеофильмы
8
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020
Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО.– М., 2020
Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2021
Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО.– М., 2020
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2022.
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2022.
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2022.
Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2022.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2021.
Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2021.
Электронный учебник. География для СПО. Баранчиков Е.Г. 2020
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ,
от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014, № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2021 г. № 2/16-з).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная
прес- са».
9
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2020.
Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля:
Методические рекомендации. — М., 2021
Интернет-ресурсы
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернетэнцикло- педии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county. www.school-collection.edu.ru («Единая
коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета « География » предусматривается организация и
проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных
достижений – демонстрируемых студентом знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимся
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного
зачета
Формы и методы текущего контроля самостоятельно разрабатывается преподавателем.
Раздел (тема)
Результаты
(освоенные
умения,
знания)
характеристику
Тема
1.1 Знает
Человек
и экономикогеографического
география
положения и социальномировых
географического
природных
состояния
основных
ресурсов Земли
регионов мира, стран.
Понимает
причины
высокого развития одних
стран и резкого отставания
других.
Умеет
проводить
сравнительные
характеристики отдельных
стран,
оценивать
эти
данные.
Выделять
основные
проблемы и перспективы
освоения
природных
ресурсов
Арктики
и
Антарктики
Понимание
причинноследственных
связей,
проявление
творческих
Основные
показатели Формы и
результатов подготовки
методы контроля
Заполнение контурных карт
Работа с картами
Составление сравнительной
экономико- географической
характеристики
стран
«большой
восьмерки»,
выявление
проблем
природных и трудовых
ресурсов
в
процессе
интеграции.
Составление
картосхемы
районов развития тяжелой
промышленности в США.
Индивидуальные
сообщения учащихся.
Тестирование.
Контурные карты
Практические
работы №1-2
Составление
таблиц
Тест
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Зачет
10
Тема
География
населения
1.2
Тема
1.3
Политическая
карта мира
Тема
География
мировой
экономики
1.4
Тема
Регионы
страны
1.5
и
способностей
при
выполнении практических
работ и индивидуальных
заданий.
Знать
и
сопоставлять
географические
карты
различной тематики.
Уметь
находить
применение полученной
информации,
оценивать
важнейшие
социальноэкономические
события
международной жизни.
Понимать
чувство
ответственности
и
причастности ко всему
происходящему
на
планете,
возможность
внесения личного вклада в
решение
глобальных
проблем человечества.
Знать особенности стран в
мировом
хозяйстве,
географии и структуре
международных
отношений.
Использовать
разнообразные источники
географической
информации, сопоставлять
географические
карты
различной тематики.
Знать
особенности
мирового экономического
процесса, глобализацию и
интеграцию
развития
стран и регионов
Знать
особенности
деления стран и регионов
на
развитые
и
развивающиеся
страны.
Выделять
центры
экономической мощи и
полюса
бедности.
Понимать
сложность
процессов
развития
государств
Разработка проекта по
одной
из
глобальных
проблем
Составление конспекта
Контурная карта
Проект
конспект
Контурная карта
Устные ответы
Практические
работы № 3,4
Анализ
статистических
материалов
Характеристика
специализации отдельных
регионов.
Выполнение практических
и контрольных работ.
Таблица.
Проект
Тест
Практическая
работа №5,6
Выполнение практических
работ
Тесты
Выполнение
тестовых
заданий
Заполнение контурных карт Практические
Подготовка
работы № 7,8
индивидуальных проектов Проекты
на заданную тему
Устные ответы
Собеседование
Зачет
11
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « ГЕОГРАФИЯ»
1.
2.
3.
Развитие отраслей мировой легкой промышленности
Развитие отраслей тяжелой промышленности
Анализ отраслей отдельных видов промышленности с использованием карт и
атласов
4.
Хозяйственная характеристика отдельных регионов и стран мира на выбор
преподавателя или студента
5.
Характеристика глобальных проблем человечества, пути выхода
6.
Роль России в мировом геопространстве
7.
Основные мировые экономические системы и организации
8.
Характеристика особенностей внешнеэкономических связей России
9.
Характеристика населения планеты
10. Анализ экономических и политических карт
11. Характеристика различных видов ресурсов с использованием карты
12. Характеристика политической карты
13. Миграционные процессы в прошлом и настоящем
14. Демографические процессы по регионам
15. Типы государств и их территориально-административное деление
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и
странам мира
. • Типы природопользования в различных регионах и странах мира
. • Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного живот
новодства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства
. • Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень
урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
12
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
• Глобальная проблема изменения климата.
Оценка индивидуальных достижений
Критерии оценки:
Учитывается:
- самостоятельность работы;
-логичность, доказательность, полнота ответа;
- правильность и осознанность материала;
- точность определения терминологии;
- владение умениями работы с картографическими изданиями.
Отметка «5»
- ответ полный, отражающий весь материал, правильно раскрыто содержание понятий,
приведены примеры, использование таблиц, схем, наличие собственной точки зрения,
правильная устная и письменная речь.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет изложенным выше требованиям. Ответ полный, правильный, но
есть неточности в изложении и понимании материала, легко исправляемые по дополнительным
вопросам.
Отметка «3»
- Ответ правильный, обучающийся ,в целом, понимает материал, но не четко определяет
закономерности и понятия ,затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательность изложения материала, ошибки при использовании карт и схем.
Отметка «2»
- ответ неправильный, не раскрывает содержание учебного материала, не даются ответы
на вспомогательные вопросы, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с
картографическими изданиями.
Отметка «1»
- ответ отсутствует
13