1
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями: 22
января, 15 декабря 2014 г., 28 августа 2020 г);
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО,
реализуемых на базе основного общего образования»;
Примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для ПОО (2015 г);
Уточнения ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г;
О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти наиболее
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017.
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N
1645, от 31.12.2015 N 1578)
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина».
Разработчик: ГАПОУ СО «ПТ им.О.В.Терёшкина»
2
Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Человек и общество»…………………………….…4
1.1. Область применения программы………………………………………………………………....…4
1.2. Место дисциплины............................................................................................................................... 4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: .......... 4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:........................................... 6
2. Структура и содержание учебной дисциплины ................................................................................. 6
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы ...................................................................... 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Человек и общество» ......................... 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ..................................................................... 9
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению ................................................................. 9
3.2. Информационное обеспечение обучения ........................................................................................ 10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины .................................................... 13
5. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных
проектов……………………………………………………………………………………………….…16
6.Оценка индивидуальных достижений………………………………………………………………..17
3
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Человек и общество»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы по специальностям среднего профессионального
образования: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.2 Место дисциплины
Учебная дисциплина «Человек и общество» входит в состав общеобразовательных
предметов (раздел: дополнительные учебные предметы) в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Человек и общество»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Данная программа ориентирована на следующие основные цели и задачи курса:
- Ознакомить студентов с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
-Дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с
описанием и изучением социальных процессов;
- Привлечь внимание студентов к культурологической, мировоззренческой, духовно
– нравственной и философской тематике;
- Сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах –
науке, религии, искусстве и т.д.
В содержании курса сделан аспект на духовно- нравственное значение
обществоведческих знаний, изучаемые понятия, термины обращены на формирование
гражданственности студентов, чувства сопричастности с судьбой Родины, российского
патриотизма. Также представлены вопросы, представляющие реалии современной жизни,
характерные для российского менталитета, что может пригодиться в повседневной жизни
гражданина.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Освоение содержания учебной дисциплины «Человек и общество» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
предметных:
-сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба,
флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
4
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и
демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая
позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
-сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
- использовать все возможные ресурсы для достижения результата
и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических
и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
обществознания;
• предметных
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов; − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной (теоретических занятий): 108 часов.
практические работы
30 часов
2.Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Теоретическое обучение
Практические работы
Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет
– собеседование по вопросам
Количество часов
108 часов
76 часов
30 часов
2 часа
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Человек и общество»
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.Научное
познание общества,
общество и человек
Тема 1.1 Человек.
Человек в системе
общественных
ценностей
6
Содержание учебного материала
1,2 Вводный урок
3.Понятие общества
4.П/р №1 Анализ общества как системы
5.П/р №2 Рассмотрение историй воззрения на
общество
6.П/р№3 Определение динамики исторического
процесса, его форм
7.Формационный и цивилизационный подходы
8.Глобальные проблемы
современности
9.Контрольная работа №1
Количество
часов
9
Тема 1.2 Человек и
экономическое развитие
Тема 1.3 Мораль,
религия как элементы
духовной культуры
личности
Тема 1.4 Социальная
сфера
7
10.Основные проблемы экономического развития
11.Экономическая сфера жизни человека
12. Структура отношений собственности
13.П/р №4 Определение деятельности как способа
существования людей
14. Познание и знание
15.Человек в системе социальных связей
16.Культура и духовная жизнь общества.
17.Наука. Образование.
18.П/р№ 5 Сравнение морали и религии
19. Искусство и духовная жизнь
20.Роль экономики в жизни общества
21.П/р№6 Определение роли экономики в жизни
общества
22. Экономическая культура.
23.Социальная структура общества
24. П/р №7 Выделение социальной структуры
общества
25.Роль экономики в социальной жизни
26.Рыночное хозяйство и социум
27.П/р № 8 Определение условия для развития
экономики
28. Эволюция индустриального общества
29.Отношения между трудом и капиталом
30.П/р №9 Выявление отношений в обществе и
экономическая культура
31-32.Социальная структура современного
общества
33. П/р № 10 Определение видов социальной
мобильности
34. Социальные взаимодействия.
35.П/р № 11 Выявление социальных конфликтов.
36.Социальные нормы.
37. Социальные нормы и отклоняющееся
поведение.
38.П/р № 12 Девиантное поведение: благо или
зло.
39. Нации и межнациональные отношения
40. П/р № 13 Определение значимости
национального вопроса в России.
41.Семья и быт.
42. Практическая работа № 14 Расчет семейного
бюджета
43. Социальное развитие и молодежь.
44. Практическая работа № 15 Определение
молодежной субкультуры
6
7
22
Тема 1.5 Политическая
сфера
РАЗДЕЛ 2 Общество
как сложная
динамическая система
Тема 2.1 Закон и право
Тема 2.2 Человек и
экономика
8
45.Политика и власть.
46. Практическая работа № 16 Определение
условий политической жизни.
47.Практическая работа № 17 Выделение
политической системы
48-49. Гражданское общество.
50. Правовое государство.
51.Практическая работа №18 Определение
признаков правового государства
52. Практическая работа № 19 Анализ формы
управления политической жизнью
53-54. Субъекты политической жизни.
55 -56.Демократические выборы и политические
партии.
57.Практическая работа № 20 Анализ уставов и
программ политических партий
58. Практическая работа № 21 Определение
значимости участия гражданина в политической
жизни
59. Контрольная работа № 2
60-61.Происхождение права, его формы и
структура.
62-63. Источники права.
64-65. Практическая работа №22 Проведение
характеристики источников права
66-69.Современное российское законодательство.
70.Правоотношения
71. Правонарушения
72. Практическая работа № 23 Выявление
особенностей правосудия современной России.
73-76. Практические работы № 24, 25, 26, 27
« Проведение общей характеристики
административного, гражданского, семейного,
уголовного, трудового, экологического права»
77-79.Экономика: наука и хозяйство.
80-81.Экономический рост и развитие.
82 Определение показателей
экономического роста страны.
83.Налоги и бюджет
84. Практическая работа №28 Выделение
особенностей налоговых систем
85.Рыночные отношения в экономике.
86.Рынок ценных бумаг
87. Фондовая биржа
88. Значимость конкуренции и монополий
89. Фирмы в экономике.
90-91. Рынок труда, безработица и профсоюзы
16
16
32
92. Практическая работа №29 Определение
уровня безработицы в стране.
93.Денежная масса. Инфляция
94-96. Правовые основы предпринимательской
деятельности.
97-98. Практическая работа № 30 «Как открыть
свое дело»
99. Слагаемые успеха в бизнесе.
100-101. Определение роли менеджмента и
маркетинга
102-104. Международное разделение труда:
внешняя торговля
105.Международные корпорации
106.Валютные курсы
107-108. Зачет с оценкой
1. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест –30
- стульев – 30
- доска классная – 1
Учебные наглядные пособия:
Таблицы, опорные конспекты по отдельным темам,
Карточки для индивидуальных занятий
Действующая нормативно-техническая документация:
правила техники безопасности ,санитарии.
инструкции: по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор
экран проекционный
9
3.2 Информационное обеспечение
Основные источники:
Для студентов
Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История:
модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2018.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2018
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2018
Дорожкина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017. Древняя Русь в средневековом
мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2017. Краткий курс истории
ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2021.
Розенталь И. С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2016. Победа70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2017
Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в. (границы и
геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2017.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:
учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2021
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля.
Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:
электронный учебно-методический комплекс. –М.,
Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2023
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей
социально-экономического профиля: Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: электронный учебно-методический комплекс.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля.
Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
10
Электронный учебник.
Электронный учебник.
Электронный учебник.
Электронный учебник.
Обществознание 10 класс. Боголюбов Л.Н., 2021
Обществознание 11 класс Боголюбов Л.Н., 2021
Основы экономики Н.Н. Грязнова. ,2017
Экономика 10-11 класс Кожевников Г В., 2017
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014
№ 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 №
230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным Законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15.
— Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
11
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”»
. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2017.
Единый
государственный
экзамен.
Контрольные
измерительные
материалы.
Обществознание. — М., 2017
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2017.
Интернет-ресурсы
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru
(«ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич Примерная программа общеобразовательной
учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций
Редактор Г.Е.Конопля Компьютерная верстка:
www. academia-moscow. ru 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1. Тел./факс: (495) 6480507, 616-00-29.
https://resh.edu.ru – Обществознание. Рос. Электронная школа
https:// ru.wiktionary.org. Обществознание. Викисловарь
12
2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета «Человек и общество»предусматривается организация и
проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных
образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и
навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимся
индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля самостоятельно разрабатываются
преподавателем.
Форма итоговой аттестации по УД –дифференцированный зачет (устное
собеседование)
Раздел (тема)
Раздел
Тема 1.1
Человек.
Человек в
системе
общественны
х отношений
Тема 1. 2
Человек и
экономическо
е развитие
Тема 1.3
13
Результаты
(освоенные умения, знания)
Знать особенности социальных наук,
специфику объекта их изучения
Знать особенности чувственного и
рационального познания, основные
компоненты теоретического научного
исследования, взгляды отельных
ученых на сущность и особенности
развития общества, понятия и термины
темы
Уметь анализировать структуру
общества, характеризовать виды
познания, приводить конкретные
примеры использования научных
методов при исследовании кого- либо
объекта.
Понимать взаимосвязь сфер
общественной жизни и отдельных
социальных институтов.
Знать характеристику рыночного
общества, особенности формирования
капиталистических отношений,
разъяснять сущность разделения
Уметь анализировать понятия темы,
выделять основные черты и
закономерности рыночной экономики.
Различать естественные и социальногуманитарные науки. Знать
особенности труда ученого, понимать
ответственность ученого перед
обществом. труда.
Основные
показатели
результатов
подготовки
Составление
конспекта
Формы и
методы
контроля
Заполнение
конспект
Заполнение
сравнительной
таблицы.
Анализ учебного
материала.
Сообщения
студентов
Устный
опрос
Проверка
таблицы.
Оценка
сообщений
Студентов
Практически
е работы
№ 1-6
Контрольная
работа №1
Комбинированны
е уроки- лекция,
обмен мнениями,
рассуждения,
участие в
семинаре
Работа с
учебником,
ответы на
вопросы.
Письменный
опрос
Практически
е работы
№ 7,8
Комбинированны
Ответы на
Мораль,
религия, как
элементы
духовной
культуры
личности
Тема
1.4
Социальная
сфера
14
Знать характерные особенности
культуры личности и общества
Знать понятия культуры, морали,
нравственности, признаки социального
и нравственного поведения.
Разъяснять понятия: культура,
духовная культура личности и
общества, показать ее значение в
общественной жизни
Уметь разъяснять сущность
нравственных категорий,
характеристик добра и зла,
добродетели и порока, совести и
милосердия..
Различать: культура народная,
массовая, элитарная. Показать
особенности молодежной субкультуры.
Освещать проблемы духовного кризиса
и духовного поиска в молодежной
среде; взаимодействие и взаимосвязь
различных культур. Характеризовать:
культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикет.
Называть учреждения культуры,
рассказывать о государственных
гарантиях свободы доступа к
культурным ценностям. современного
общества, процесс глобализации и
факторы, способствующие ему,
структуру мировой системы, термины
и понятия темы.
Уметь анализировать отличительные
черты стран, сравнивать на основе
примеров особенности модернизации
России.
Осознавать место России в мировой
системе.
Оценивать особенности моральнонравственных и этических принципов,
господствующих в обществе
Знать понятия морали, социальной
справедливости. нравственности,
признаки социального расслоения
общества и социальной
стратификации.
Уметь разъяснять сущность
неравномерного распределения в
обществе материальных благ.
Оценивать особенности социальных
процессов, господствующих в
обществе
е уроки. Работа со
статистическими
текстами. Лекция,
беседа, опрос
устный и
письменный.
Сообщения
студентов
вопросы
устные и
письменные,
тесты.
Практически
е работы
№ 9-12
Подготовка к
семинару.
Работа с тестами.
Составление
сравнительной
таблицы.
Ответы на
семинаре.
Контрольная
работа.
Тестировани
е.
Практически
е работы
№ 13-26
Подготовка к
Ответы на
Тема 1.5
Политическая
сфера
Раздел 2
Общество
как сложная
динамическа
я система
Тема 2.1
Право и
закон
Тема 2.2
Человек и
экономика
15
Знать понятия и термины темы, иметь
представление о государстве как
институте политической системы,
понимать особенности местного
самоуправления, определять сущность
гражданства и объяснять его
юридические и политические основы.
Уметь характеризовать особенности
политических режимов, разъяснять
сущность программы политической
партии, характеризовать и сравнивать
основные типы политической
философии.
Осознавать свою причастность к
политической жизни страны.
Иметь представление об обществе как
сложной динамичной системе,
взаимодействии общества и природы.
Давать определения понятий эволюция
и революция, общественный прогресс,
стратификации в России,
демографическую ситуацию в стране,
определять черты молодежной
культуры и субкультуры.
Знать понятия и термины темы.
Уметь разъяснять сущность
социального статуса, анализировать
конкретные ситуации,
способствующие социальному
продвижению личности.
Понимать различные виды
взаимоотношений между людьми
Знать правовую систему и ее отличие
от системы права, процесс
законотворчества в России, Основные
виды наказаний, предусмотренные
российским законодательством.
Объяснять ситуации и обстоятельства,
исключающие уголовную
ответственность, понимать принцип
« презумпции невиновности»
Уметь различать конкретные поступки
человека с точки зрения правомерного
и неправомерного поведения.
Знать понятия рыночной экономики,
особенности налоговых систем,
правовые основы
предпринимательской деятельности.
Объяснять взаимосвязь
семинару.
Работа с тестами.
Составление
сравнительной
таблицы.
семинаре.
Контрольная
работа.
Тестировани
е.
Практически
е работы
№ 27-38
Контрольная
работа № 2
Эвристическая
беседа по
результатам
работы с
документами.
Анализ структуры
социальной
системы
общества.
Ответы на
вопросы.
Сравнительн
ая таблица.
Тесты.
Практически
е работы
№ 39
Комбинированны
е уроки беседа,
сообщения
студентов, чтение
текста. Ответы на
вопросы.
Групповая работа
с документами.
Работа в
тетради с
текстом,
фронтальный
опрос и
индивидуаль
ный вопрос
Практически
е работы
№ 40-45
Работа с
источниками,
решение задач,
составление
алгоритмов,
Задачи.
Сравнительн
ая таблица.
Алгоритмы
действий
экономического и политического
развития, особенности геополитики.
Уметь решать экономические задачи и
составлять алгоритмы действий в
различных экономических ситуациях
составление
сравнительных
таблиц
Практически
е работы
№ 46-53
Зачет
собеседовани
е
по
вопросам
Вопросы к дифференцированному зачету по учебной дисциплине
«Человек и общество»
1. История воззрений на общество
2. Модернизация и глобализация современного общества
3. Характеристика рыночного общества
4. Предпринимательство и бизнес
5. Роль государства в экономике
6. Сущность и организация государства
7. Политическая власть
8. Механизмы участия граждан в политической жизни
9. Происхождение права
10. Формы права и его структура
11. Формы юридической ответственности
12. Социальная мобильность
13. Семья и брак
14. Социальное взаимодействие
15. Социальный контроль
16. Этническая основа культуры
17. Справедливость и равенство
18. Социализация человека
19. Влияние общества на личность
20. Политические традиции России
21.Характеристика морально - нравственных и этических понятий
22.Система налогообложения в России
23. Инфляция. Ее виды. Влияние на ВВП
24.Безработица, виды, формы, причины
25. Определение видов и форм правонарушений
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
16
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере
современной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:
одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).
Оценка индивидуальных достижений.
Критерии оценки:
Оценка «5» . Знает, понимает, применяет полученные знания во всех видах работ,
проводимых на уроках обществознания. Высказывает своё суждение. Владеет
устной и письменной речью, выступает с сообщениями и докладами. Умеет писать
эссе на различные темы.
Оценка «4» Знает и понимает место и значение обществоведческих знаний.
Объясняет проблемы, выделяет главное в причинно-следственных связях. Пишет
эссе, но недостаточно владеет анализом и аргументацией.
Оценка «3» Недостаточно знает: понятия и термины курса, не может установить
причинно- следственные связи отдельных явлений, недостаточно владеет устной и
письменной речью.
Оценка «2» Не знает понятий и терминов курса, не умеет пересказывать, слабо
владеет письменной и устной речью, не владеет правилами, умениями, навыками,
формируемыми в процессе изучения курса.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
17