1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016 г., № 1565 и
Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по
укрупнённой группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в
государственном реестре примерных основных образовательных программ под № 38 (Приказ
ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022). Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.
«Безопасность жизнедеятельности» может применяться в профессиональном обучении.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-04, 08, 09, 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
ОК 01-04,
ОК 06,
ОК 08,
ОК 09,
ОК 10
Умения
организовывать и
проводить
мероприятия по
защите населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать
профилактические
меры для снижения
уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
использовать
средства
индивидуальной и
коллективной защиты
от оружия массового
поражения;
применять первичные
средства
пожаротушения;
Знания
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России; основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах; организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний
при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
3
ориентироваться в
перечне военноучетных
специальностей и
самостоятельно
определять среди них
родственные
полученной
специальности;
применять
профессиональные
знания в ходе
исполнения
обязанностей
военной службы на
воинских должностях
в соответствии с
полученной
специальностью;
владеть способами
бесконфликтного
общения и
саморегуляции в
повседневной
деятельности и
экстремальных
условиях военной
службы; оказывать
первую помощь
пострадавшим
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы
68
В т.ч. в форме практической подготовки
48
в том числе:
теоретическое обучение
18
практические занятия
48
Самостоятельная работа 1
-
Промежуточная аттестация 2(в виде тестирования)
2
1
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема образовательной программы в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием
учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
2
Проводится в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем в
часах
1
2
3
Раздел I. Гражданская оборона
Тема 1.1.
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Тема 1.2.
Организация
гражданской
обороны
Тема 1.3.
Защита населения
и территорий при
стихийных
бедствиях, при
авариях
(катастрофах) на
Содержание учебного материала
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Содержание учебного материала
Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной
защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от
оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и
контроля
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения
Тематика практических занятий
Практическое занятие № 1: Средства индивидуальной защиты от оружия
массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК
Содержание учебного материала
Защита населения и территорий при стихийных бедствиях
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте,
производственных объектах
Тематика практических занятий
Практическое занятие № 2: Отработка порядка и правил действий при
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
12
2
(1, 2)
2
(3, 4)
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
2
(5, 6)
2
(7, 8)
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
2
6
возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения
транспорте,
производственных
объектах
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Обеспечение
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при
безопасности при
эпидемии
неблагоприятной
Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых
экологической
действий и при неблагоприятной социальной обстановке
обстановке, при
неблагоприятной
социальной
обстановке
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных
Основы
ценностей
человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние
медицинских
знаний. Здоровый на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье.
Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный
образ жизни и его
режим
дня.
составляющие
Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления
психо-активными веществами.
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая
медицинская помощь при ранениях
Первая (доврачебная) помощь при травмах, ожогах, поражении электрическим
током, утоплении, перегревании, переохлаждении, обморожении, общем
замерзании.
Первая (доврачебная) помощь при отравлениях.
Тематика практических занятий:
Практическое
занятие
№
3:
Отработка
умений
наложения
кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевого прижатия артерий
Практическое занятие № 4: Отработка умений наложения повязок на голову,
туловище, верхние и нижние конечности
Практическое занятие № 5: Отработка умений наложения шины на место
перелома, транспортировка поражённого
Практическое занятие № 6: Отработка на тренажёре прекардиального удара и
(9, 10)
2
(11, 12)
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
6
2
(13, 14)
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
4
1
(15)
1
(16)
1
(17)
1
7
искусственного дыхания. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца
Раздел 3. Основы военной службы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Основы обороны
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
государства.
Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от
Военная доктрина опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
Российской
этих действий
Федерации
Вооруженные Силы РФ - основа обороны РФ
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их
роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Состав и
структура Вооруженных сил России.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и
поступление на нее в добровольном порядке
Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России
Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом.
Террористические организации
Тематика практических занятий
Практическое занятие № 7: Подготовка данных использования инженерных
сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций
Практическое занятие № 8: Организация получения средств индивидуальной
защиты в чрезвычайных ситуациях
Практическое занятие № 9: Изучение материальной части, сборка, разборка
автомата
Практическое занятие № 10: Отработка строевой стойки и поворотов на месте.
Повороты в движении.
(18)
48
8
2
(19, 20)
2
(21, 22)
2
(23, 24)
2
(25, 26)
40
4
(27, 28,
29, 30)
4
(31, 32,
33, 34)
10
(35, 36,
37, 38,
39, 40,
41, 42,
43, 44)
10
(45, 46,
47, 48,
49, 50,
51, 52,
53, 54)
ОК 01-04, ОК 06,
ОК 09, ОК 10
8
Практическое занятие № 11: Построение и отработка движения походным
строем
Практическое занятие № 12: Отработка движений строевым и походным
шагом, бегом, шагом на месте
Промежуточная аттестация( тестирование)
Всего:
6
(55, 56,
57, 58,
59, 60)
6
(61, 62,
63, 64,
65, 66)
2
(67, 68)
68
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-планирующая документация;
- комплект учебно-наглядных пособий: макеты защитных сооружений, макет участка
местности учебного заведения и прилегающих районов; приборы дозиметрического контроля,
газоизмерительные приборы;
- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, самоспасатели;
- медицинские средства защиты, санитарная сумка; первичные средства пожаротушения (в т. ч.
все виды огнетушителей).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением на рабочем месте
преподавателя с выходом в Internet;
- мультимедийный проектор.
Оснащение выполняется в соответствии с п. 6.2.1. Примерной программы по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд ГАПОУ СО "ПТ им. О.В.Терёшкина" имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 313 с.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб. пособие для учреждений
сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. —Москва:
Академия, 2020. – 144 с.
3. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф.
образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. —Москва: Академия, 2020. –
288 с.
4. Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика: учебное пособие / А.А. Кошелев. —
7-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-4891-3.
5. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Д. А. Кривошеин, В. П.
Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6.
6. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. — Москва:
КноРус, 2022. — 333 с.
7. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона: учебное пособие
для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Кошелев, А. А. Медицина катастроф. Теория и практика: учебное пособие для спо / А. А.
Кошелев. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-7046-4. —
10
Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/154384 (дата обращения: 20.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
2. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-04629-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 29.01.2022).
3. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций : учебное
пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование,
2020. — 121 c. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/93574
4. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. — Москва:
КноРус, 2022. — 333 с. — ISBN 978-5-406-08633-9. — URL:https://book.ru/book/940372 (дата
обращения: 29.01.2022). — Текст: электронный.
5. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона: учебное пособие
для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0. —
Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/148019 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
6. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Д. А. Кривошеин, В. П.
Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6. —
Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/148144 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические
указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. – Набережные Челны:
Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 80 c. – Текст:
электронный
// Электронно-библиотечная система
IPR
BOOKS:
[сайт].
– URL:
https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Юрайт, 2021. – 212 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и информационный
журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
- принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,
- основные виды потенциальных опасностей и
их последствия в
- основы военной службы и обороны
государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
- способы защиты населения от оружия
массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на
военную службу
основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений,
- область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим.
Уметь:
- организовывать и проводить
мероприятия по защите работников и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий
- использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военноучетных специальностей
- применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы;
- владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции;
оказывать первую помощь пострадавшим
Критерии оценки
Методы оценки
Уровень
правильных
ответов при тестовом
письменном и устном
контроле.
Качество и техническая
грамотность
составленных
рефератов, четкость
изложения материала.
Быстрота ориентации в
представляемом
материале, быстрота
реакции на вопросы
Тестовый и устный
контроль по
заданной тематике
Представление
докладов,
рефератов,
презентаций по
заданной тематике
Дифференцированн
ый зачет
Точность и скорость
выбора средств
индивидуальной и
коллективной защиты в
ЧС.
Точность и грамотность
использования
конкретных средств
защиты
Грамотность
использования
первичных
средств пожаротушения;
Скорость и качество
оказания первой
помощи
возможным
пострадавшим
Оценка выполнения
практических
заданий
Дифференцированн
ый зачет
12
Оце
нка
Полнота,
системность,
прочность.
Обобщенность знаний.
Действенность
знаний.
1
1
2
Изложение
полученных знаний
в
устной,
письменной
или
графической форме
полное, в системе. В
соответствии
с
требованиями
учебной
программы;
допускаются
единичные
несущественные
ошибки,
самостоятельно
исправляемые
учащимися.
Изложение
полученных знаний
в
устной,
письменной
или
графической форме
полное, в системе. В
соответствии
с
требованиями
учебной
программы;
допускаются
отдельные
несущественные
ошибки,
исправляемые
учащимися
после
указания
преподавателя
на
них.
Изложение
полученных знаний
неполное, однако,
это не препятствует
усвоению
3
Выделение
существенных
признаков изученного с
помощью
операций
анализа
и
синтеза;
выявление
причинноследственных
связей;
формулировка выводов
и обобщений; свободное
оперирование
известными фактами и
сведениями
с
использованием
сведений из других
предметов.
4
Самостоятельное
применение знаний
в
практической
деятельности;
выполнение
заданий
как
воспроизводящего,
так и творческого
характера.
Выделение
существенных
признаков изученного с
помощью
операций
анализа
и
синтеза;
выявление
причинноследственных
связей;
формулировка выводов
и обобщений, в которых
могут быть отдельные
несущественные
ошибки; подтверждение
изученного известными
фактами и сведениями.
Применение
знаний
в
практической
деятельности;
самостоятельное
выполнение
заданий
воспроизводящего
характера,
а
с
незначительной
помощью
преподавателятворческого
характера.
Косвенные
показатели,
влияющие на
оценку,
Проявление
познавательно
го
интереса.
Познавательн
ой
активности.
5
Проявление
познавательног
о
интереса,
познавательной
активности,
познавательнотворческого
интереса
к
изучаемому
предмету,
новой технике,
технологии,
постоянное
стремление
выполнить
более сложное
задание.
Проявление
познавательной
активности,
познавательног
о интереса к
изучаемому
предмету,
новой технике,
технологии,
эпизодическое
желание
выполнить
более сложное
задание.
Выделение
существенных
признаков изученного,
выявление
причинноследственных связей и
Недостаточная
самостоятельность
/учащийся
нуждается
в
наводящих
Пассивность,
созерцательны
й
познавательны
й интерес к
2
3
13
последующего
программного
материала;
допускаются
отдельные
существенные
ошибки,
исправляемые
помощью
преподавателя.
4
5
формулировка выводов.
с
Изложение
учебного материала
неполное,
бессистемное, что
препятствует
усвоению
последующей
учебной
информации;
существенные
ошибки,
не
исправляемые даже
с
помощью
преподавателя.
Незнание
и
непонимание
учебного материала
/учащийся не может
ответить не на один
поставленный
вопрос/.
Бессистемное
выделение случайных
признаков изученного;
неумение производить
простейшие операции
анализа
и
синтеза:
делать
обобщения,
выводы.
вопросах
преподавателя/ при
применении знаний
в
практической
деятельности;
выполнение
заданий
воспроизводящего
характера
с
помощью
преподавателя.
Неумение
применять знания в
практической
деятельности
/учащийся
не
может ответить на
наводящие вопросы
преподавателя,
самостоятельно
выполнить
задание/.
изучаемому
предмету,
новой
технологии;
отсутствие
стремления
выполнять
более сложное
задание.
Отсутствие
внимания
на
уроке, интереса
к
избранной
профессии.
Узнавание
объекта Отсутствие
среди аналогов.
попыток применить
знания
в
практической
деятельности /отказ
ответить,
выполнить
задание/.
Перевод баллов теста в оценку (по ФГОС):
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» - выполнено менее 50% заданий теста
14