ОП.06 Правовые основы проф.деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Правовые основы в профессиональной
деятельности» разработана на основе:
 Федерального закона от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016 г., № 1565;
 ПООП, зарегистрированный в федеральном реестре примерных образовательных программ
СПО Министерства образования Российской Федерации (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от
28.02.2022 рег. № 38);
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП);
 «Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП»;
 Положения о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терёшкина»;
 Письма Минобразования №08-1189 от 03.08.15 года « Методические рекомендации по
воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»

Разработчик: Исмайлова Оксана Владимировна, преподаватель высшей
квалификационной категории

Содержание
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТР. 4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 5

3.

УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 11

4.

КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 14

1. Паспорт программы учебной дисциплины
ОП.06. «Правовые основы в профессиональной деятельности»
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016 г., № 1565 и
Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по
укрупнённой группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в
государственном реестре примерных основных образовательных программ под № 38 (Приказ
ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022). Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.06.
Правовые основы в профессиональной деятельности» может применяться в профессиональном
обучении.
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Правовые основы в профессиональной деятельности» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-07, 09, 10.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
ПК 6.1-6.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10

Умения
использовать
необходимые
нормативноправовые
документы;
защищать свои
права в
соответствии с
гражданским,
гражданскопроцессуальным и
трудовым
законодательством;
ализировать и
оценивать результаты
и последствия
деятельности
(бездействия) с
правовой точки зрения

Знания
основные положения Конституции Российской Федерации,
Трудового Кодекса;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их
реализации;
понятие правового регулирования в сфере
профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы,
регулирующие
правоотношения
в
процессе
профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской
деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной
деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его
прекращения;
роль государственного регулирования в обеспечении
занятости населения;
право социальной защиты граждан
понятие дисциплинарной и материальной ответственности
работника;
виды административных правонарушений и
административной ответственности;

нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок
разрешения споров

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента — часов, в том числе:
 обязательной: 32часов.
 В том числе :
 Аудиторной: 25 часов
 Практической работы: 5 часов
 Промежуточная аттестация: 2 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов

Объем образовательной программы

32

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

30

в том числе:
теоретическое обучение

25

лабораторные занятия (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

5

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1
Тема 1.1
Основные положения Конституции РФ

Основные положения Конституции РФ
Содержание учебного материала
Основной закон – Конституция РФ. Основные положения Конституции РФ. Конституционные формы осуществления народовластия
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов.
Содержание учебного материала
Понятие и содержание правового статуса человека и гражданина
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
Право социальной защиты граждан
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Основы гражданского права
Содержание учебного материала
Предмет, принципы и источники российского гражданского права
Хозяйственная деятельность: понятие, виды, формы, ее связь с предпринимательской
деятельностью. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Классификация субъектов предпринимательской деятельности
Коммерческие и некоммерческие организации как юридические лица
Организационно-правовые формы торговых и сбытовых организаций различных
форм собственности, регламентация их деятельности

Тема 1.2
Права и свободы человека и гражданина,
механизм их реализации

Раздел 2
Тема 2.1
Правовое регулирование хозяйственных
отношений

Тема 2.2
Классификация и организационноправовые формы
юридических лиц

Объем часов
3
5
3

2

7
2

2

Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

Тема 2.3
Субъекты предпринимательской деятельности, их правовое положение

Раздел 3
Тема 3.1
Правовое регулирование трудовых отношений

Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение организационно-правовых форм и видов
коммерческих и некоммерческих организаций и особенности правового регулирования их деятельности».
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов. Подготовка сообщений по теме «Производственный травматизм», «Виды профессиональных заболеваний в системе общественного питания»
Содержание учебного материала
Субъекты предпринимательской деятельности: граждане (физические лица) – индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования
Государственная регистрация и учредительные документы юридического лица, его
органы. Представительства и филиалы, ответственность, реорганизация, ликвидация
юридического лица, его несостоятельность (банкротство).
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Основы трудового права
Содержание учебного материала
Трудовые отношения: понятие, основания возникновения
Законодательные акты и другие нормативные документы, регламентирующие трудовые отношения
Заключение коллективных трудовых договоров, соглашений
Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, форма. основания прекращения трудового договора
Роль выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работника
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Ознакомление с порядком заключения трудового договора, перевода на другую работу, увольнения с работы»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение норма-

3

8
2

ОК 1-7, ОК
9,10,11

ОК 1-7, ОК
9,10,11

тивных материалов
Содержание учебного материала
Материальная ответственность работодателя перед работником
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: понятие, условия наступления, виды.
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение материальной ответственности работодателей и работников»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Защита трудовых
Способы защиты трудовых прав работника. Трудовые споры: понятие, виды, причиправ работников
ны возникновения
Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Раздел 4.
Административные правонарушения и административная ответственность
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Законодательство об
Основные понятия: административные правонарушения и административная ответственность. Формы вины
административных
правонарушениях, его Административная ответственность разных субъектов (должностных, юридических
задачи и принципы
лиц, иностранных граждан и др.).
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Административные
Административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, саправонарушения и
нитарно-эпидемиологическое благополучие населения и в области предпринимательадминистративная
ской деятельности
ответственность
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение вида административных правонарушеТема 3.2
Материальная ответственность сторон
трудового договора

4

ОК 1-7, ОК
9,10,11

2

ОК 1-7, ОК
9,10

6
2

2

ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

ний ответственности виновных»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Административные
Административные наказания: понятие, цели, виды. Основные и дополнительные
административные наказания, их краткая характеристика
наказания
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Раздел 5.
Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Правовая охрана хоКонституционные гарантии предпринимательской деятельности, защита хозяйствензяйственных прав
ных прав
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
Понятие арбитражного процесса и арбитражного суда.
Судебный порядок
разрешения споров
Третейские суды в РФ
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов
Промежуточная аттестация
Всего:

2

4
2

2

2
32

ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

ОК 1-7, ОК
9,10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета
•
- посадочных мест -30
•
- стульев - 30
•
- доска классная – 1
Учебные наглядные пособия:
•
Карточки для индивидуальных занятий.
Действующая нормативно-техническая документация:
•
правила техники безопасности, санитарии.
•
инструкции: по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
•
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор
•
экран проекционный
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд ГАПОУ СО "ПТ им. О.В.Терёшкина"
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Зуева, В. А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для спо /
В. А. Зуева. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-5996-4. — Текс т :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/156398 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
2. Кухаренко, Т. А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для
СПО / Т. А. Кухаренко. — Саратов : Профобразование, 2021. — 199 c. — ISBN 978-5-4488-1017-6.
— Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102330
3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: ЭУМК: учебник для сред.
проф.образования / В.В. Румынина. – Москва: Академия, 2021.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Волков, А. М. Правовые основы профессиональной деятельности : учебник для среднего
профессионального образования / А. М. Волков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
274 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494613 (дата обращения: 29.01.2022).
2. Основы права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Вологдин [и
др.] ; под общей редакцией А. А. Вологдина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 372 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/489739
(дата
обращения:
29.01.2022).

Электронные учебники
1. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности(Электронный
ресурс):А.И. Тыщенко.-4 изд. -М.: РИОР: ИНФА-М.,2022 -221 с. http\\ znanium. com- ЭБС
СГУ
Интернет-ресурсы:
1. www. academia-moscow. ru 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1. Тел./факс: (495)
648-0507, 616-00-0988
2. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»). Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич Примерная программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Право»
для
профессиональных
образовательных организаций Редактор Г.Е.Конопля Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова
Корректор Е.В.Кудряшова Изд. № 101117648. Подписано в печать 29.07.2013. Формат
60×90/8. Усл. печ. л. 2,5. ООО «Издательский центр «Академия».
3. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
4. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов). www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
http://big.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников по экономике
http://www.newleaders.ru Начала экономики
http://www.besh.websid.ru Начала экономики
http://dic.academic.ru Временный экономический словарь

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе изучения ОП.06. «Правовые основы профессиональной деятельности»
предусматривается организация и проведение промежуточной аттестации и текущего
контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых студентами
знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения занятий,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Обучение завершается промежуточной аттестацией в виде дифференцированного
зачета в форме контрольной работы.
Формы и методы текущего контроля самостоятельно разрабатываются
преподавателем.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля знаний создаются фонды
оценочных средств (ФОС).

Результаты обучения

Критерии оценки

Знание:
основные
положения Конституции
Российской
Федерации,
Трудового
Кодекса;
права и свободы человека и гражданина,
механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в
сфере профессиональной
деятельности;
законодательные
акты
и
другие
нормативные
документы,
регулирующие
правоотношения
в
процессе
профессиональной
деятельности;
организационно-правовые
формы
юридических лиц;
правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора
и основания его прекращения;
роль государственного регулирования в
обеспечении занятости населения; право
социальной защиты граждан понятие
дисциплинарной и материальной
ответственности работника;
виды административных
правонарушений и административной
ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и
судебный порядок разрешения споров.
Умения:
использовать необходимые
нормативно-правовые документы;
защищать свои права в соответствии с
гражданским, гражданскопроцессуальным и трудовым
законодательством;
анализировать и оценивать результаты
и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения

Правильность, полнота
выполнения заданий, ,
точность расчетов,
соответствие требованиям
безопасности
Адекватность, оптимальность
выбора способов действий,
методов, последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки, самооценки
выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий

Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность расчетов,
соответствие требованиям
безопасности
Адекватность, оптимальность
выбора способов действий,
методов, последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки, самооценки
выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий

Методы оценки
- активность поведения
на занятиях в группах;
- точность формулировок
ответов и выступлений
по теме занятия;
- дифференцированный
зачет

- активность поведения
на занятиях в группах;
- точность формулировок
ответов и выступлений
по теме занятия;
- дифференцированный
зачет (контрольная
работа)

Оценка индивидуальных достижений.
Критерии оценки:
• Оценка «5» Знает, понимает, применяет полученные знания во всех видах работ,
проводимых на уроках. Высказывает своё суждение. Владеет устной и письменной речью,
выступает с сообщениями и докладами. Свободно решает экономические и правовые задачи.
Активно использует правовую и экономическую терминологию
• Оценка «4» Знает и понимает полученные знания. Объясняет проблемы,
происходящие в экономике, производстве, в правовом поле. Недостаточно владеет анализом и
аргументацией своего отношения к современному положению производства и права. Решает
экономические задачи, определяет правовую основу предложенных ситуаций
• Оценка «3» Недостаточно знает понятия и терминологию курса. Слабо
аргументирует свою точку зрения. Решает задачи только репродуктивным методом.
• Оценка «2» Имеет отрывочные знания по предмету, не умеет решать экономические
и правовые задачи.
• Оценка «1» Отказ от ответа
Зачет по учебной дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»
Контрольная работа
Вариант №1
1. Как осуществляется создание субъектов предпринимательского права?
2. Между кем и по какой причине заключается кредитный договор? Перечислить
основные его разделы.
3. Что такое хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений?
Приведите примеры.
4. Понятия и виды инвестиционной деятельности.
5. Возбуждение процедуры банкротства
6. Основные способы обеспечения исполнения обязательств.
7. Назвать источники экологического права в РФ

Вариант №2
1. Какова цель государственной регистрации субъектов предпринимательской
деятельности?
2. Как называются стороны, заключающие кредитный договор? В чем состоят
обязанности этих сторон?
3.Структура предпринимательского договора.
4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
5.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
6.Требования, предъявляемые к рекламе.
7. Привести примеры (не менее 2) природоохранного законодательства РФ

Критерий оценки зачетной контрольной работы:
- Оценка «5» ставится при четком выполнении 6 вопросов, с грамотным разъяснением
сути понятия, применением терминологии, обоснованием логических связей, привлечением
правового понятийного аппарата
- Оценка «4» выше указанные требования при выполнении 5 вопросов.
- Оценка «3» выполнение 4 заданий.
- Оценка «2» выполнение 1-3 заданий
-Оценка «1» отсутствие ответов

395


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».