Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии/специальности
среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016г., №
1565 и ПООП, зарегистрированный в федеральном реестре примерных образовательных программ СПО
Министерства образования Российской Федерации (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022
рег. № 38), стандартами Ворлдскилс России по компетенции «Поварское дело».
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»
РАЗРАБОТЧИК: Жердева Ирина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
12
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ВЧ. 05 «Метрология и стандартизация»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» является частью
базовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовке с целью обновления
знаний, умений и повышения квалификации в рамках специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной
программы:
Учебная дисциплина «Метрология и стандартизация» по специальности СПО 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному
циклу. Дисциплина включает часы вариативной части. Программа учебной дисциплины введена (за счет
вариативной части) в количестве 56 часов, цель которых получение дополнительных умений и знаний,
необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствиями с запросами
регионального рынка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоенияучебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции(услуг) и
процессов;
- оформлять
техническую
документацию
в соответствии
с действующей
нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить не системные величины измерений в соответствии с действующимистандартами
и международной системой единиц СИ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения соответствия;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующимистандартами
и международной системой единиц СИ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18часа;
Практические занятия 36 часов;
Промежуточная аттестация( дифференцированный зачёт) -2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Объем часов
56
18
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
Итоговая аттестация в форме Экзамена
( итоговая практическая работа)
2
2.2. Результат освоения учебной дисциплины
В
результате
освоения
элементы компетенций:
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам.
дисциплины
Дескрипторы
сформированности
(действия)
- Распознавание
сложных проблемных
ситуаций
в
различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности.
Определение этапов
решения
задачи.
Определение
потребности
в
информации.
Осуществление
эффективного
поиска. Выделение
всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в
том
числе неочевидных.
Разработка
детального
плана
действий.
Оценка
рисков на каждом
шагу.
Оценка
плюсов и минусов
полученного
результата,
своего
плана
и
его
реализации,
определение
критериев оценки и
рекомендаций
по
улучшению плана.
обучающийся
осваивает
Уметь
- Распознавать задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте.
-Анализировать задачу
и/или
проблему
и
выделять её составные
части
и эффективно
искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и/или
проблемы.
- Составить план
действия.
-Определять
необходимые ресурсы
-Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах.
-Реализовать
составленный
план.
-Оценивать результат и
последствия
своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника).
Знать
-Актуальный
профессиональный
и социальный
контекст,
в
котором приходится
работать и жить.
-Основные
источники
информации
и
ресурсы
для
решения задач и
проблем
в
профессиональном
или
социальном
контексте.
-Алгоритмы
выполнения работ
в
профессиональной
и
смежных
областях. Методы
работы
в
профессиональной
и смежных сферах.
-Структуру плана
для решения задач.
-Порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности.
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности.
Планирование
информационного поиска
из широкого набора
источников, необходимого
для выполнения
профессиональных задач.
Проведение
анализа полученной
информации,
выделение в ней
главных
аспектов.
Структурирование
отобранной
информации
в
соответствии
с
параметрами поиска.
Интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности.
-Определять
задачи
поиска
информации.
-Определять
необходимые
источники
информации.
-Планировать процесс
поиска.
-Структурировать
получаемую
информацию.
-Выделятьнаиболее
значимое в перечне
информации.–
-Оценивать
практическую
значимость результатов
поиска.
-Оформлять результаты
поиска.
ОК 03. Планировать и Использование
-Определять
реализовывать собственное актуальной
актуальность
профессиональное и
нормативнонормативно-правовой
личностное развитие
правовой
документации
в
документации
по профессиональной
специальности.
деятельности.
-Выстраивать
Применение
траектории
современной
профессионального и
научной
личностного развит
профессиональной
терминологии.
Определение
траектории
профессионального
развития
и
самообразования.
ОК 04.Работать вколлективе Участие
в
и команде,эффективно
деловом общении для
взаимодействовать с
эффективного
коллегами, руководством, решения
деловых
клиентами.
задач. Планирование
профессиональной
деятельности
Организовывать работу
коллектива и команды.
Взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.
-Номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной
деятельности.
-Приемы
структурирования
информации.
-Формат
оформления
результатов поиска
информации.
-Содержание
актуальной
нормативноправовой
документации. Современная
научная
и
профессиональная
терминология.
-Возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Психология
коллектива.
-Психология
личности.Основы
проектной
деятельности.
ОК
05.
Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста.
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе общечеловеческих
ценностей.
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды.
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
Грамотное
в
устной
и
письменной форме
изложение
своих
мыслей
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке. Проявление
толерантности
в
рабочем коллективе.
Понимание
значимости
своей
специальности.
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей
Описывать
значимость
своей
специальности.
Соблюдение
правил
экологической
безопасности
при
ведении Соблюдать
нормы
экологической
безопасности.
Определять Правила
экологической
безопасности
при
ведении
ресурсосбережению,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
профессиональной
деятельности.
Применение средств
информатизации и
информационных
технологий
для
реализации
профессиональной
деятельности
Применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных
задач.
-Излагать свои мысли
на
государственном
языке.
Оформлять
документы.
-Особенности
социального
культурного
контекста.
-Правила
оформления
документов.
-Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности
по
специальности
Сущность гражданскопатриотической
позиции.
-Общечеловеческие
ценности.
- Правилаповедения
в ходевыполнения
профессиональной
деятельности .
-Обеспечение
ресурсосбережение на
рабочем
месте
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
профессиональной
деятельности.
Основные
ресурсы
задействованные
в
профессиональной
деятельности.
-Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
-Пути обеспечения
ресурсосбережения
Использовать
современное
программное
обеспечение
Современные средства
и устройства
информатизации.
и
-Порядок
их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языке.
Ведение общения на
профессиональные
темы
Понимать
общий смысл четко
произнесенных
высказываний
на
известные
темы
(профессиональные
и
бытовые),
Понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы. Участвовать в
диалогах
на
знакомые общие и
профессиональные
темы
ПК 1.1,
2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.3
Ресурсное обеспечение оценить наличие ресурсов
Регламенты,
стандарты, в том
числе выполнения
заданий
в
соответствии
с
заказами,
планом
работы - составить
заявку и обеспечить
получение
продуктов
для
производства
полуфабрикатов по
количеству
и
качеству,
в
соответствии с
заказом;
-оценить
качество и
безопасность сырья,
продуктов,
материалов;
- составлять заявку и
обеспечивать
получение
продуктов на
производство по
количеству и
качеству в
соответствии с
потребностями и
имеющимися
условиями
хранения
Строить
простые
высказывания о себе и
о
своей
профессиональной
деятельности. Кратко
обосновывать
и
объяснить
свои
действия (текущие и
планируемые). Писать
простые
связные
сообщения на знакомые
или
интересующие
профессиональные
темы
Правила
построения простых и
сложных предложений
на профессиональные
темы.
Основные
общеупотребительные
глаголы.
Оценивать
качество
и
безопасность
сырья,
продуктов, материалов
числе система анализа,
оценки и управления
опасными факторами
(система
ХАССП
(НАССР))
и
нормативнотехническая
документация,
используемая
при
организации хранения
сырья и продуктов;
-Особенности
произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности .
-Методы контроля
качества продуктов
перед
их
использованием.
-способы и формы
инструктирования
персонала
в
области
обеспечения
сохранности
товаров,
обеспечения
условий и сроков
хранения.
требования к
качеству пищевых
продуктов, сырья.
Наименование
разделов и тем
1
2.2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины и содержание учебной
дисциплины
№
исциплины
зан
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
яти
самостоятельная работа обучающихся
я
2
3
Раздел 1. Основы метрологии
Тема 1.1.
Основы метрологии
Предмет, цели,
задачи и структура
дисциплины
5
Уровень
освоения
6
22
Содержание учебного материала ( Урок 1-8 )
Основы метрологии. Основные понятия дисциплины, структурные элементы.
Профессиональная значимость дисциплины. Межпредметные связи с другими
дисциплинами, цели и задачи. Принципы метрологии. Профессиональная значимость
метрологии. Государственный метрологический контроль и надзор: понятие, назначение.
Виды, сферы распространения . Права и обязанности государственных инспекторов по
обеспечению единства измерений. Ответственность за нарушение действующего
законодательства.
Практическая работа №1 ( Урок 10-15)
Субъекты, объекты метрологии , их характеристика
Метрологические организации. Средства и методы измерений. Контроль и надзор в РФ.
Изучение и подбор материала по вопросам темы.
Практическая работа№2 ( Урок 16-23)
Перевод национальных метрологических единиц.
Изучение основ теории измерений , основных постулатов мер., погрешности измерений.
Знакомство с Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ )
Оформление структуры дисциплины в виде блок-схемы.
Установление межпредметных связей с другими дисциплинами.
Изучение видов измерений, средств измерений методов измерений.
Раздел 2. Основы стандартизации
Тема 2.1.
Методологические
Объем
часов
Содержание учебного материала ( Урок 24-33)
8
6
8
32
3
основы
стандартизации и
технического
регулирования.
Цели и задачи стандартизации , ключевые понятия, структура дисциплины.
Методологические основы стандартизации и технического регулирования. Объекты и
субъекты стандартизации и технического регулирования
Международные организации по стандартизации. Правила разработки международных
стандартов. Региональные организации по стандартизации.
Европейский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Практическое занятие № 3 (Урок 33-38)
Методологические основы стандартизации и технического регулирования. Объекты,
субъекты стандартизации. Знакомство с законодательными документами
Практическое занятие № 4 ( Урок 39-46)
Международное и региональное сотрудничество в области стандартизации.
Принципы стандартизации. Методы стандартизации .Краткая характеристика методов.
Взаимосвязь принципов и методов. Изучение материалов, составление конспектов.
Практическое занятие № 5( Урок 47-54)
Средства стандартизации и технического регулирования. Система стандартизации и
технического регулирования Цели и задачи международного и регионального
сотрудничества в области стандартизации. Изучение материалов и нормативных
документов (НД) в области стандартизации. Изучение видов стандартов, требований к
структуре и содержанию стандартов разных видов, порядка применения стандартов.
Дифференцированный зачёт ( Устно)
Всего
10
6
8
8
2
56
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» требует наличия
учебного кабинета.
Оборудование и оснащение учебного кабинета: Технологии кулинарного и кондитерского производства доска классная - 1
- рабочие места по количеству обучающихся (учебные парты-15 шт., стулья-3- шт.);
- оборудованное рабочее место преподавателя (стол-1, стул-1);
- комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
-1 ноутбук, локальная сеть с выходом в Интернет,
-1 экран
-1проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 (в действующей
редакции)
2.Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 от 09.06.93 (в действующей
редакции)
3.Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (в действующей редакции)
4.Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от
30.03.99 (в действующей редакции)
5.Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29 от 02.01.2000
6.Федеральный Закон «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании
зерна и продуктов его переработки» № 183 от 05.12.1998 г.
7.Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля и муниципального контроля (надзора) № 134 от
08.08.2001 (в действующей редакции) .
8.И.М. Лифиц Стандартизация, метрология, сертификация, М.: Юрайт, 2018
9.Димов, Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация / Ю.В. Димов. - М.: Питер, 2018. 496 c.
10. Метрология. - М.: Форум, 2019. - 464 c.
11. Петрушевский, Ф. Краткая европейская метрология / Ф. Петрушевский. - М.: Книга по
Требованию, 2019. - 108 c.
12 Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация и сертификация / А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. - М.:
Юрайт, 2019. - 832 c.
13.А..В. Козлова - Стандартизация, метрология сертификация в общественном питании Москва
2018год.
Дополнительные источники:
1.Г.Д. Крылова Основы стандартизации, сертификации, метрологии, М.: Юнити, 2019
2.Периодические издания:
Журналы: «Торговое оборудование», «Ресторан, магазин, отель», «Деловой квартал», «Товарный
рынок», «Екатеринбургский магазин».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Тема 1.1.
Предмет, цели,
задачи и
структура
дисциплины
Формируемые
ОК и ПК
ОК 1 – ОК 10
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь:
- применять требования
нормативных документов
к основным
видам продукции, товаров,
услуг и процессов;
- оформлять техническую
документацию в
соответствии
с
действующей нормативной
базой;
- использовать в
профессиональной
деятельности
документацию
систем
качества;
- приводить несистемные
величины измерений в
соответствие с
действующими
стандартами и
международной
системой единиц СИ;
Знать:
-основные
понятия
метрологии;
-задачи стандартизации, ее
экономическую
эффективность;
-формы
подтверждения
соответствия;
-основные
положения
систем (комплексов)
общетехнических
и
организационнометодических
стандартов;
-терминологию и единицы
измерения величин в
соответствии
с
действующими
стандартами и
международной системой
единиц СИ
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Оценка
выполнения
практического занятия
Практическая работа №1
Субъекты,
объекты
метрологии,
их
характеристика
Метрологические
организации. Средства и
методы измерений. Контроль
и надзор в РФ. Изучение и
подбор
материала
по
вопросам темы.
Практическая работа№2
Перевод
национальных
метрологических единиц.
Изучение
основ
теории
измерений
,
основных
постулатов
мер.,
погрешности измерений.
Знакомство
с
Государственной системой
обеспечения
единства
измерений (ГСИ )
Практическое занятие № 3
Методологические основы
стандартизации
и
технического регулирования.
Объекты,
субъекты
стандартизации. Знакомство
с
законодательными
документами
Практическое занятие № 4
Международное
и
региональное
сотрудничество в области
стандартизации.
Принципы стандартизации.
Методы
стандартизации
.Краткая
характеристика
методов.
Взаимосвязь
принципов
и
методов.
Изучение
материалов,
составление конспектов.
Практическое занятие № 5
Средства стандартизации и
технического регулирования.
Система стандартизации и
технического регулирования
Цели
и
задачи
Тема 2.1.
Методологические
основы
стандартизации и
технического
регулирования
международного
и
регионального
сотрудничества в области
стандартизации.
Изучение
материалов и нормативных
документов (НД) в области
стандартизации.
Изучение
видов
стандартов,
требований к структуре и
содержанию
стандартов
разных
видов,
порядка
применения стандартов.
сертификации.
Основные
этапы.
Основания
для
выдачи сертификата
Демонстрация умений в
процессе
выполнения
практического задания
практические ситуации
тестирование
экспертная
оценка
на
практическом занятии
устные вопросы
интервью
по
ходу
выполнения практического
занятия
письменные вопросы
Дифференцированный
зачёт ( устно )
Используется традиционная, пятибалльная оценка знаний учащихся по учебной дисциплине.
Критерии оценки ответа :
Оценка « 5 » - полное, системное изложение материала;
- свободное оперирование специальными терминами;
-проявление познавательного интереса к выбранной профессии;
- допускаются отдельные ошибки несущественного характера, исправляемые самим учащимся.
Оценка « 4 » - полное, системное изложение материала;
- умение оперировать специальными терминами;
- проявление познавательного интереса к выбранной профессии;
- допускаются несущественные отдельные шибки, исправляемые учеником или при помощи
преподавателя.
Оценка « 3 » - неполное изложение материала и недостаточное оперирование спе -циальными
терминами;
- познавательный интерес проявляется слабо;
- допускаются отдельные существенные ошибки при изложении материала, исправляемые при
помощи преподавателя.
Оценка « 2 » - неполное, бессистемное изложение материала;
- отсутствие познавательного интереса;
- допускаются существенные ошибки при изложении материала.