Рабочая программа учебной дисциплины «Дизайн, рисование и лепка в профессии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)
по
профессии/специальности среднего
профессионального
образования (далее СПО) 43.02.15
Поварское и кондитерское дело, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации 09.12.2016г., № 1565 и ПООП, зарегистрированный в федеральном реестре
примерных образовательных программ СПО Министерства образования Российской Федерации
(Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022 рег. № 38), стандартами Ворлдскилс России по
компетенции «Поварское дело».
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»
РАЗРАБОТЧИК: Жердева Ирина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной
категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЧ .01 Дизайн, рисование и лепка в профессии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016 г., № 1565 и
Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по
укрупнённой группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в
государственном реестре примерных основных образовательных программ под № 38 (Приказ
ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022). Рабочая программа учебной дисциплины «ВЧ.01.
Дизайн, рисование и лепка в профессии» может применяться в профессиональном обучении.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена):
учебная дисциплина включает часы вариативной части, общепрофессиональный учебный цикл.
Программа учебной дисциплины введена (за счет вариативной части) в количестве 140 часов,
цель которых получение дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствиями с запросами регионального рынка труда.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК 01., ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 05., ОК 07.,
ОК 09.
Умения
организовать рабочее место
в соответствии с видом
изобразительной
деятельности;
выражать
свое
личное
понимание
значимости
искусства в кондитерской
промышленности;
проявлять
наблюдательность,
фантазию
и
пропорциональность объектов
при изготовлении эскизов
тортов и пирожных;
осознанно
воспринимать
понятияединства и равновесия
в
расположении
частей,
грамотное сочетание цвета,
колорит и ритм настроения
работы;
социализация
личности
обучающихся (преодоление
психологических барьеров,
Знания
теоретические
основы
изобразительной
грамот
ы, дающие общие законы
выполнения рисунков;
законы композиции, технику
рисунка и последовательность
ихвыполнения;
понятия и основные законы
перспективы
передачи
в
изображении
тоновых
и
цветовых отношений;
особенности
составления
орнаментов,
используя методы декоративно
– прикладногоискусства;
основы
направления
художественного оформления
кондитерских изделий;
безопасные приемы труда
при
изготовлении
кондитерскойпродукции;
развитие
культурного
уровня);
последовательность
развивать психомоторные
выполнения
элементов
качества личности, особенно
дляоформления тортов и
мелкой моторики мышц;
пирожных;
спектр
изготавливать
мелкие цветовой
сочетаниятонов,
для
элементы для оформления,
создания колорита
используя тесто и мастику;
пользоваться
необходимым техническими
приемами и инвентарем
для лепки.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
140
Обязательные аудиторные учебные занятия
38
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
100
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
-
в том числе:
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой)
Итоговая аттестация в форме – зачет в форме выполнения творческой
работы с выставлением оценки: выполнение рисунка и муляжа блюда и
кондитерского изделия
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ВЧ. 01 Дизайн, рисование и лепка в профессии
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, контрольные работы,
самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Раздел 1.
Дизайн
Содержание учебного материала ( урок 1-4)
Тема 1.1.
Основы дизайна и 1. Основные понятия дизайн и декор блюд и
декора.
изделий
Оформления
2. Техника рисования: мазками, кляксография,
блюда для подачи
пуантизм, рисование воздухом
Практическое занятие №1 (урок 5-10)
1. Изготовление декора блюда, используя
различные техники и приемы рисования
2. Изготовление эскизов блюда для подачи,
используя технику рисования мазками
Раздел 2.
Рисование
Содержание учебного материала ( урок 11 -14)
Тема 2.1.
Основы
1. Цель и задачи рисования. Материалы для
рисования
рисования.
Техника рисования и ее
разнообразие
2. Рисунок – важная область художественного
творчества. Понятие о цвете, цветопередача,
цветовой спектр смешивания цветов
Содержание учебного материала ( урок 15-20)
Тема 2.2.
Рисование
1. Рисование
плоских
предметов
геометрической формы
плоских
предметов и
2. Виды орнаментов. Рисование орнаментов
орнаментов
Практическое занятие №2 ( урок 21-26)
1. Задания с орнаментальными сетками и
приемами
организации
картинной
плоскости
2. Рисование композиционно - замкнутого
орнамента в квадрате (круге). Рисование
ленточного орнамента.
Содержание учебного материала (урок 27-30)
Тема 2.3.
Рисование с
1. Рисование с натуры. Перспективы
Объем
часов
3
10
4
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
90
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
натуры объемных 2. Светотень. Композиция. Стадии рисования
Практическое занятие №3 (урок 31-36)
предметов
геометрической
1. Рисование
с
натуры
предметов
формы
геометрической формы
(куб, цилиндр,
конус)
Содержание учебного материала( урок 37-38)
Тема 2.4.
Рисование
1. Техника составления эскиза рисунка с
предметов
использованием
натуры
предметов
домашнегообихода
домашнего обихода
Практическое занятие №4 (урок 39-46)
1. Рисование с натуры предметов домашнего
обихода
2. Рисование
натюрморта из предметов
домашнего быта (кувшин, чугунок)
Содержание учебного материала (урок 47- 48)
Тема 2.5.
Понятие о цвете. 1. Понятие
о цвете. Техника работы
Рисование цветов
акварелью, гуашью
2. Рисование цветов. Особенности строения
растений,
передача цвета, объемности
рисунка
Практическое занятие №5 (урок 49- 56)
1. Рисование цветов с натуры собранных в
единую композицию натюрморта
Содержание учебного материала ( урок 57-58)
Тема 2.6.
Рисование овощей 1. Рисование овощей и фруктов. Передача
и фруктов
объема и цветотени объектам
2. Создание эскиза композиционного рисунка
овощей и фруктов с натуры
Практическое занятие №6 (урок 59-66)
1. Рисование овощей и фруктов с натуры
собранных
в
единую
композицию
натюрморта
Содержание учебного материала ( урок 67-68 )
Тема 2.7.
Рисование
1. Рисование
животных
и
птиц.
животных и птиц
Рассматривание рисунков к произведениямо
животных
2. Передача
особенности
строения
поверхности тела животных и птиц через
графический рисунок
Практическое занятие №7 (урок 69-76)
1. Рисование
птиц
и
животных
с
6
2
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
8
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
8
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
8
2
8
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
использованием
последовательного
и
схематичного наброска
Содержание учебного материала (урок 77-78 )
Тема 2.8.
Рисование по
1. Рисование по мотивам сказок. Особенности
мотивам сказок
рисования сказочных персонажей
2. Новые
техники
передачи
цвета
и
объемности рисунка
Практическое занятие №8 (урок 79-84)
1. Рисование животных и птиц, используя
эскизы художников и натуральные образцы.
2. Рисование сюжетов по мотивам любимых
сказок,
которые
используются
при
оформлении детских тортов
Содержание учебного материала ( урок 85-86)
Тема 2.9.
Рисование
1. Композиция.
Использование
законов
кондитерских
композиции для декоративного оформления
изделий.
пирожных
и тортов. Выразительные
Композициятортов
средства композиции
2. Рисование
пирожных.
Композиция
квадратного,
круглого,
овального
и
фигурных тортов
Практическое занятие №9 (урок 87-92)
1. Рисование тортов и пирожных различной
формы
Практическое занятие №10 ( урок 93-100)
1. Рисование праздничных тортов различных
форм по замыслу, используя все изученные
техники рисования
Раздел 3. Лепка
Содержание учебного материала (урок 101-102)
Тема 3.1.
Лепка вид
1. Основные сведения о лепке. Материалы и
декоративноинструменты для лепки
прикладном
2. Виды теста, используемые в кулинарии и
искусства. Виды
декоративно-прикладном
искусстве.
декоративной
Кондитерская
мастика
–
прекрасный
лепки
пластичный материал для лепки макетов
кондитерских изделий и элементов
украшения тортов
Практическое занятие №11 (урок 103-108)
1. Подготовка и использование кондитерской
мастики к работе. Приемы лепки
2. Лепка хлебобулочных изделий и декора к
праздничным пирогам
Содержание учебного материала (урок 109-110)
Тема 3.2.
Лепка цветов
1. Лепка цветов – важнейшее искусство в
оформлении кондитерских изделий
2. Техника
лепки.
Последовательность
выполнения операций
Практическое занятие №12 (урок 111-116)
1. Лепка
цветов различных сортов и
конфигураций
с
использованием
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
8
38
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
2
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
кондитерских молдов
Содержание учебного материала( урок 116-118)
Тема 3.3.
Лепка животныхи 1. Лепка животных и птиц важные элементы
птиц
для
оформления детских кондитерских
изделий
2. Техника
лепки,
соблюдение
пропорциональных
требований
к
изготовлению объектов
Практическое занятие №13 (урок 119-124)
1. Лепка животных и птиц, пользуясь натурой,
фото или эскизом
Содержание учебного материала
Тема 3.4.
(урок 125--126)
Макет торта
1. Макет
торта
–
объемная
модель
кондитерского
изделия,
доставляющая
радость праздника
2. Техника
лепки
объемных
фигур.
Последовательность лепки объемных фигур
Практическое занятие №14 (урок 127-132)
1. Лепка фигур для оформления торта по
эскизу
Практическое занятие №15 ( урок 133-138)
1. Изготовление макета праздничного торта по
замыслу
Промежуточная аттестация в форме зачета
ВСЕГО
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
6
2
6
6
2
140
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 07,
ОК 09.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Технологии кулинарного и кондитерского производства».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс,
- предметный столик,
- материалами и инструментами для рисования и лепки (карандаши, краски,
альбомы, стеки, кондитерские формочки, доски для лепки, емкость для хранения теста),
- эскизы образцы,
- макеты тортов и пирожных,
- муляжи овощей и фруктов,
- искусственные цветы в ассортименте,
- вазы различных конфигураций,
- плакаты с изображением хлебобулочных изделий и тортов.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер преподавателя с выходом в Интернет, лицензионным
программным обеспечением общего и профессионального назначения,
- мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной
литературы, Интернет-ресурсов:
Основные источники:
1. Шембель А. Ф. Рисование и лепка для кондитеров. Учеб. для проф.учеб.
заведений. – 5-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2018.
Дополнительные источники:
1. Костерин Н. П. Учебное рисование. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2019. –
240с.
2. Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основыкомпозиции». –
3-е изд. – М.: Высш. шк., 2018. – 78с.
3. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. Учеб. для средн.проф.техн. училищ. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2019. – 127с.
4. Ресторанные
ведомости:
ежемесячное
информационноаналитическое издание для профессионалов общественного питания.
5. Общественное
питание:
ежемесячное
информационноаналитическое издание для профессионалов общественного питания.
Интернет-ресурсы:
1. Вестник индустрии питания [Электронный ресурс], Режим доступа:
www.pitportal.ru
2. Кулинарные
рецепты
[Электронный
ресурс],
Режим
доступа:
www.kuking.net
3. Официальный
сайт
федерации
рестораторов
и
отельеров
[Электронный ресурс], Режим доступа: www.frio.ru
4. Журнал
Гастроном
[Электронный
ресурс],
Режим
доступа:
www.gastronom.ru
5. Сайт компании «Креатив – шеф» [Электронный ресурс], Режимдоступа:
www.creative-chef.ru
6. Бесплатные онлайн-уроки Художник Online [Электронный ресурс],Режим
доступа: www.hudozhnik.online
7. Уроки рисования. Изобразительное искусство, учебники, советы, секреты,
помощь [Электронный ресурс], Режим доступа: www.draw.demiart.ru
8. Уроки лепки из кондитерской мастики для украшения тортов: бесплатные видео
для начинающих [Электронный ресурс], Режим доступа: www.vse-kursy.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения лабораторных работ и практических занятий.
Результаты обучения
Знания:
-теоретические основы
изобразительной
грамотности,
дающие
общие
законы
выполнения рисунка;
- пространственное мышление;
- композицию, технику рисунка и
последовательность его
выполнения;
-формы предмета, законы
светотени,
цветоведения
и
композиции;
- навыки работы с материалом
Умения:
познавать
закономерности
восприятия натуры и передачи на
плоскости
и
в
объеме
изображаемых предметов;
выполнять
декоративную
отделку поверхности тортов и
пирожных;
развивать художественно эстетические
и
творческие
способности
к предметному,
зрительно
воспринимаемому
миру
Критерии оценки
Формы и методы оценки
- полнота ответов;
- точное понимание и
применение
терминологии;
- адекватность
результатов к
поставленным целям
Текущий контроль:
-самоконтроль;
-оценка результатов
выполнения практических
и самостоятельных работ.
-правильность
выполнения заданий;
-точное соблюдение
пропорций;
-соблюдение
требований
безопасности;
- оптимальность выбора
способов
действий,
методов
решения
поставленных задач;
Текущий контроль:
- самоконтроль;
-оценка результатов
выполнения практических работ.
Промежуточный
контроль:
дифференцированный зачет
Промежуточный
контроль:
дифференцированный зачет
Критерии оценивания для практических, самостоятельных работ и экзамена
Оценка «5» ставится в том случае, когда обучающийся исчерпывающе знает весь программный
материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает
правильные, сознательные и уверенные ответы. В устных ответах и письменных работах
пользуется литературно правильным языком и допускает 10 ошибок.
Оценка «4» ставится в том случае, когда обучающийся знает весь требуемый программой
материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает
без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных
ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах
допускает от 20% – 30% ошибок.
Оценка «3» ставится в том случае, когда обучающийся обнаруживает знание основного
13
программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые
затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает не
более 50% ошибок при изложении материала.
Оценка «2» ставится в том случае, когда не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружило незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части
учебного материала.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
14