1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Закона РФ «Об
образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования";
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной
Федеральным
учебно-методическим
объединением
в
системе
среднего
профессионального образования по укрупнѐнной группе профессий, специальностей
43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в государственном реестре примерных
основных образовательных программ под № 38 (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от
28.02.2022)
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП).
"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»
Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина» ;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина»;
Разработчик:
ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина"
преподаватель 1 категории Статина Е.Ф.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4
6
11
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки специалистов
среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Рабочая программа учебной
дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ.05 Психология общения» является обязательной
частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское
дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03, 04, 05, 09.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции:
Код
компетенции
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
Содержание
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения
4
ОК 7
ОК 8
ОК9
ОК 10
ОК 11
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и
иностранном языках.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
дифференцированный зачет
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета в форме теста
Объем часов
32
32
30
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОГСЭ.05« Психология общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем
в часах
1
2
3
Тема 1. Общение
человеческого бытия.
–
основа
Тема 2.
Общение как восприятие людьми
друг друга (перцептивная сторона
общения)
Тема 3.
Общение
как
взаимодействие
(интерактивная сторона общения)
Тема 4.
Общение как обмен информацией
(коммуникативная
сторона
общения)
Тема 5.
Содержание учебного материала
1. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль.
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и
средства общения
3. Единство общения и деятельности.
Содержание учебного материала
1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на
восприятие. Искажения в процессе восприятия.
2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на
восприятие человека.
Содержание учебного материала
1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции
взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на
понимание и ориентация на контроль.
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Содержание учебного материала
1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
Коммуникативные барьеры.
2. Невербальная коммуникация.
3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и
техники слушания. Толерантность как средство повышения
эффективности общения.
Содержание учебного материала
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
7
Формы делового общения и их 1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
характеристики
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и
публичных выступлений. Аргументация
Тема 6.
Содержание учебного материала
Конфликт:
его
сущность
и 1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление
основные характеристики
конфликта. Стратегия разрешения конфликтов
Тема 7.
Содержание учебного материала
Эмоциональное реагирование в 1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и
конфликтах и саморегуляция
агрессия. Разрядка эмоций.
2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на
разрешение конфликтной ситуации.
Тема 8.
Содержание учебного материала
Общие сведения об этической 1. Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали.
культуре
Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения
2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь
делового этикета и этики деловых отношений
Промежуточная аттестация
Всего:
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
4
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
2
ОК 03, ОК 04, ОК
05, ОК 09
2
32
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран проекционный.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Авдулова Т. П. Психология управления : учебник и практикум для
академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2018 — 231 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРАМ, 2017. - 224 с.
3. Леонов Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е
изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 193 с. — (Серия : профессиональное
образование).
4. Маклаков А.Б. Общая психология:Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2016. – 583с.
5. Мандель, Б. Р. М23 Современная психология управления. Модульный курс.
ФГОС-3+. Учебное пособие для студентов всех уровней обучения / Б. Р. Мандель. – Изд.
2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 348 с.
Интернет-ресурсы:
1. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.psychology.ru
2. Журнал
"Psychologies": [Электронный ресурс]
- Режим доступа:
http://www.psychologies.ru
3. Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studentam.net/
4. Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.gumer.info/
5. PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Знания
- о взаимосвязи общения и
деятельности;
- о целях, функции, видах и
уровнях общения;
- о роли и ролевых ожидания в
общении;
- о видах социальных
взаимодействий;
- о механизмах взаимопонимания
в общении;
- техники и приемов общения,
правил слушания, ведения
беседы, убеждения;
- этических принципов общения;
- источников, причин, видов и
способов разрешения
конфликтов.
Демонстрация знаний о
взаимосвязи общения и
деятельности, о целях,
функции, видах и уровнях
общения, о механизмах
взаимопонимания в
общении
Демонстрация знаний
техники и приемов
общения, правил
слушания, ведения беседы,
убеждения, этических
принципов общения
Демонстрация знаний
источников, причин, видов
и способов разрешения
конфликтов
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических заданий;
- решении ситуационной
задач
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением
-защите реферата
- проведении
промежуточной
аттестации
Демонстрация умений
применять техники и
приемы эффективного
общения в
профессиональной
деятельности
Демонстрация умений
использовать приемы
саморегуляции поведения
в процессе
межличностного общения
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических заданий;
- решении ситуационной
задач
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением
-защите реферата
- проведении
промежуточной
аттестации
Умения
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения
10
Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Критерий оценки – текущая аттестация:
«5» - выставляется студенту, который уверенно знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике;- который
показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"-выставляется студенту, который уверенно знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в
ответе некоторые неточности;
"3" - выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью
преподавателя, ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
«2» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения
логической последовательности в изложении программного материала, допускающему в
ответе или в решении задач грубые ошибки;
− который, не знает большей части основного содержания учебной программы
дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины
и не умеет использовать полученные знания при планировании своей профессиональной
деятельности.
Требования к устному (письменному) ответу:
- грамотность, четкость и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- обоснованность выводов, предложений.
Промежуточная аттестация
Оценка решения тестовых задач, выполнения теста
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За верное решение задачи выставляется положительная оценка – 5 баллов.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется
отрицательная оценка – 0 баллов.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
11