ОГСЭ.04 Физ.культура

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе
Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1565 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России
20.12.2016 N 44828)
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 08 ноября 2021 г. №800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1565 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело»;
 Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.09.2015 г.
№ 597н «Об утверждении профессионального стандарта 33.010 Кондитер»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.12.2015 г.
№ 914н «Об утверждении профессионального стандарта 33.014 Пекарь»;
 Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального
образования от 31 июля 2009 года №АФ-318/03.

Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» (от 09.11.2016 №788ПП).
 "Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины, циклов
ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
 Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».

 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина»;
 Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
 "Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»
 Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»

ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»

«Полипрофильный техникум им.

РАЗРАБОТЧИК: Гумарова Елена Алексеевна, руководитель физвоспитания высшей категории,
преподаватель физической культуры высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

.
5
5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Программа разработана для студентов, обучающихся на очном отделении.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 08.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
ОГСЭ.04 Физическая культура.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК

Умения
- использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей;
- применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
- пользоваться средствами
профилактики перенапряжения,
характерными для данной
специальности

ОК 08

Знания
- о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни
- условия профессиональной деятельности
зоны риска физического здоровья для
специальности;
- средства профилактики перенапряжения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

164

В т.ч. в форме практической подготовки

158

в том числе:

2

теоретическое обучение

2

практические занятия

148

Самостоятельная работа1

-

Промежуточная аттестация2

2

Проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Научно-методические сновы формирования физической культуры личности
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общекультурное и Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления
социальное
культуры. Физическая культура личности человека, физическое развитие,
значение
физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность,
физической
самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий
культуры.
физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха.
Здоровый
образ Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального
жизни.
образования.
Социально-биологические основы физической культуры.
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под
воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных
занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе
выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма:
разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий
физическими упражнениями на функциональные возможности человека,
умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности
человека.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Здоровый
образ Основы здорового образа и стиля жизни.
жизни.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и
спорта в формировании здорового образа и стиля жизни. Двигательная
активность человека, еѐ влияние на основные органы и системы организма.
Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка
двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной

Объем
в
часах
3
12

2

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4

ОК 08

ОК 08

6

активности в зависимости от образа жизни человека. Формы занятий
физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье.
Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в
процессе профессиональной деятельности,
средствами физического
воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического
воспитания.
Тематика практических занятий
1. Выполнение комплексов дыхательных упражнений.
2. Выполнение комплексов утренней гимнастики.
3. Выполнение комплексов упражнений для глаз.
4. Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки.
5. Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела.
6. Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы тела.
7. Выполнение комплексов упражнений по профилактике плоскостопия.
8. Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в
грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного
корсета, для укрепления мышц брюшного пресса.
9. Самостоятельная подготовка и выполнение подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности
Содержание учебного материала
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и
виражу, на стадионе и пересечѐнной местности, Эстафетный бег. Техника
спортивной ходьбы. Прыжки в длину.
Тематика практических занятий
Тема 2.1.
1. Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных
Лѐгкая атлетика.
действий.
2. Сопряжѐнное воспитание двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий лѐгкой атлетикой.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий лѐгкой атлетикой.
-воспитание выносливости в процессе занятий лѐгкой атлетикой.
-воспитание координации движений в процессе занятий лѐгкой атлетикой.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала

10

113

24

-

ОК 08

ОК 08
7

Общая физическая Теоретические сведения. Физические качества и способности человека и
подготовка
основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания
быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей.
Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного
воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной
подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы,
комплексы обще развивающих упражнений, в том числе, в парах, с
предметами. Подвижные игры.
Тематика практических занятий
1. Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, беговых и
прыжковых упражнений, комплексов обще развивающих упражнений, в том
числе, в парах, с предметами.
2. Подвижные игры различной интенсивности.
Содержание учебного материала
Баскетбол
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от
груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча:
двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски
мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные
действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.
Тема 2.3.
Волейбол.
Спортивные игры.
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая,
нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приѐм мяча. Передачи
мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у
сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении.
Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные
действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Футбол.
Перемещение по полю. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой,
головой. Остановка мяча ногой. Приѐм мяса: ногой, головой. Удары по
воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в

12

-

ОК 08

8

защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия).
Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Гандбол.
Техника нападения. Перемещения и остановки игроков. Владение мячом:
ловля, передача, ведение, броски. Техника защиты. Стойка защитника,
перемещения, противодействия владению мячом (блокирование игрока,
блокирование мяча, выбивание). Техника игры вратаря: стойка, техника
защиты, техника нападения. Тактика нападения: индивидуальные, групповые,
командные действия. Тактика защиты: индивидуальные, групповые,
командные действия. Тактика игры вратаря. Учебная игра.
Бадминтон.
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке,
жонглирование воланом. Удары: сверху правой и левой сторонами ракетки,
удары снизу и сбоку слева и справа, подрезкой справа и слева. Подачи в
бадминтоне: снизу и сбоку. Приѐма волана. Тактика игры в бадминтон.
Особенности тактических действий спортсменов, выступающих в одиночном и
парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические
действия. Тактика парных встреч: подачи, передвижения, взаимодействие
игроков. Двусторонняя игра.
Настольный теннис.
Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка,
вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки.
Технические приѐмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топсудар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика
одиночной и парной игры. Двусторонняя игра.
Тематика практических занятий
1. Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных
действий, технико-тактических приѐмов игры.
2. Сопряжѐнное воспитание двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными
играми.
-воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми.

48

9

Тема 2.4.
Аэробика
(девушки)

3. Тренировочные игры, двусторонние игры на счѐт.
4. Выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных
игр, технико-тактических приѐмов игры.
5. Самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия
по изучаемым спортивным играм.
Содержание учебного материала
Основные виды перемещений. Базовые шаги, движения руками, базовые шаги
с движениями руками
Техника выполнения движений в степ-аэробике: общая характеристика степаэробики, различные положения и виды платформ. Основные исходные
положения. Движения ногами и руками в различных видах степ-аэробики.
Техника выполнения движений в фитбол-аэробике: общая характеристика
фитбол-аэробики,
исходные
положения,
упражнения
различной
направленности.
Техника выполнения движений в шейпинге: общая характеристика шейпинга,
основные средства, виды упражнений.
Техника выполнения движений в пилатесе: общая характеристика пилатеса,
виды упражнений.
Техника выполнения движений в стретчинг-аэробике: общая характеристика
стретчинга, положение тела, различные позы, сокращение мышц, дыхание.
Соединения и комбинации: линейной прогрессии, от "головы" к "хвосту", "зигзаг", "сложения", "блок-метод".
Методы регулирования нагрузки в ходе занятий аэробикой. Специальные
комплексы развития гибкости и их использование в процессе физкультурных
занятий.
Тематика практических занятий
1. Разучивание, закрепление и совершенствование техники выполнения
отдельных элементов и их комбинаций
2. Сопряжѐнное воспитание двигательных качеств и способностей:
-воспитание выносливости в процессе занятий избранными видами аэробики.
-воспитание координации движений в процессе занятий.
3. Выполнение разученной комбинации аэробики различной интенсивности,
продолжительности, преимущественной направленности.
4. Самостоятельная разработка содержания и проведение занятия или
фрагмента занятия по изучаемому виду (видам) аэробики.

-

ОК 08

12

10

Тема 2.4.
Атлетическая
гимнастика
(юноши)
(одна из двух тем)

Тема 2.5.
Лыжная
подготовка

Содержание учебного материала
Особенности составления комплексов атлетической гимнастики в зависимости
от решаемых задач.
Особенности использования атлетической гимнастики как средства физической
подготовки к службе в армии.
Упражнения на блочных тренажѐрах для развития основных мышечных
группы.
Упражнения со свободными весами: гантелями, штангами,
бодибарами. Упражнения с собственным весом. Техника выполнения
упражнений. Методы регулирования нагрузки: изменение веса, исходного
положения упражнения, количества повторений.
Комплексы упражнений для акцентированного развития определѐнных
мышечных групп. Круговая тренировка. Акцентированное развитие гибкости
в процессе занятий атлетической гимнастикой на основе включения
специальных упражнений и их сочетаний
Тематика практических занятий
1. Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов
техники выполнения упражнений на тренажѐрах, с отягощениями.
2. Сопряжѐнное воспитание двигательных качеств и способностей через
выполнение комплексов атлетической гимнастики с направленным влиянием
на развитие определѐнных мышечных групп:
-воспитание силовых способностей в ходе занятий атлетической гимнастикой;
- воспитание силовой выносливости в процессе занятий атлетической
гимнастикой;
- воспитание скоростно-силовых способностей
в процессе занятий
атлетической гимнастикой;
- воспитание гибкости через включение специальных комплексов упражнений.
4. Самостоятельная разработка содержания и проведение занятия или
фрагмента занятия по атлетической гимнастике с направленным влиянием на
развитие определѐнных мышечных групп
Содержание учебного материала
Лыжная подготовка (В случае отсутствия снега может быть заменена
кроссовой подготовкой. В случае отсутствия условий может быть заменена
конькобежной подготовкой (обучением катанию на коньках)).
Одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и
попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый ход. Передвижение

-

ОК 08

12

-

ОК 08

11

по пересечѐнной местности. Повороты, торможения, прохождение спусков,
подъемов и неровностей в лыжном спорте. Прыжки на лыжах с малого
трамплина. Прохождение дистанций до 5 км (девушки), до 10 км (юноши).
Катание на коньках.
Посадка. Техника падений. Техника передвижения по прямой, техника
передвижения по повороту. Разгон, торможение. Техника и тактика бега по
дистанции. Пробегание дистанции до 500 метров. Подвижные игры на
коньках.
Кроссовая подготовка.
Бег по стадиону. Бег по пересечѐнной местности до 5 км.
Тематика практических занятий
1. Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов
техники изучаемого вида спорта.
2 Сопряженное воспитание двигательных качеств и способностей на основе
использования средств изучаемого вида спорта:
-воспитание выносливости в процессе занятий изучаемым видом спорта;
- воспитание координации движений в процессе занятий изучаемым видом
спорта;
- воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий изучаемым
видом спорта;
- воспитание гибкости в процессе занятий изучаемым видом спорта.
4. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка
содержания и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемому виду
спорта.
Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Тема 3.1.
Сущность и
содержание
ППФП в
достижении
высоких
профессиональных
результатов

Содержание учебного материала
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной
деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости
подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и
дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели
и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ
профессиограммы.

17

37

-

ОК 08

12

Средства, методы и методики формирования профессионально значимых
двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методики формирования профессионально значимых
физических и психических свойств и качеств.
Средства, методы и методики формирования устойчивости к
профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка
эффективности ППФП.
Тематика практических занятий
1. Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых
двигательных действий.
2. Формирование профессионально значимых физических качеств.
3. Самостоятельное проведение студентом комплексов профессиональноприкладной физической культуры в режиме дня специалиста.
4. Техника выполнения упражнений с предметами и без предметов.
5.Специальные упражнения для развития основных мышечных групп.
Промежуточная аттестация
Всего:

37

2
164

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Реализация программы дисциплины требует и располагает наличие;
- спортивного зала;
- открытой спортивной площадки (футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой);
- тренажерный зал.
Мебель и технические средства
1. Стол преподавателя
2. Компьютер
3. Шкаф для документов
4. Стулья
5. Скамейки
Технические средства обучения
1. Щит баскетбольный
2. Стойка волейбольная
3. Мяч баскетбольный
4. Мяч волейбольный
5. Мяч футбольный
6. Мат гимнастический
7. Перекладина
8. Теннисный стол
9. Лыжи
10.Лыжные палки
11.Граната
12. Тренажеры для занятий атлетической гимнастикой
13. Скакалка
14. Гантели (разные)
15. Гири 16, 24, 32 кг,
16. Секундомер
17. Канат для перетягивания
18. Стойки для прыжков в высоту, перекладина для
прыжков в высоту
19. Гимнастические скамейки
20.Ракетка для бадминтона
21.Ракетка для настольного тенниса
22.Гимнастический коврик
23. Фитбол
24. Обруч
25. Дартс
26. Конус
27. Штанга

2
1
2
2
4

2
1 пара
10
10
6
6
4
2
25
25
6
15
20
15 пар
6
3
1
1 комплект
4
20 пар
10
10
10
10
3 комплекта
9
6

Для проведения учебно-методических занятий :
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- музыкальный центр.
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по разделам рабочей программы.
14

3.2. 1.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов
1.
Агеева Г. Ф. Плавание : учебное пособие для спо / Г. Ф. Агеева, В. И. Величко, И. В.
Тихонова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-9471-2.
2.
Агеева Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие для спо /
Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN 978-5-81147558-2
3.
Безбородов А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для спо / А. А.
Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 92 с. — ISBN 978-5-8114-8344-0.
4.
Журин А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для спо / А. В. Журин. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5849-3.
5.
Зобкова Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для спо / Е. А. Зобкова. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0
6.
Калуп С. С. Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа.
Массаж : учебное пособие для спо / С. С. Калуп. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-9320-3
7.
Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков.
— 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-7886-6.
8.
Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков.
— Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-6670-2.
9.
Садовникова Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной
медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7
10.
Тихонова И. В. Лыжный спорт. Методика обучения основам горнолыжной техники :
учебное пособие для спо / И. В. Тихонова, В. И. Величко. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 36
с. — ISBN 978-5-8114-7547-6
11.
Тихонова И. В. Лыжный спорт. Методика обучения основам горнолыжной техники :
учебное пособие для спо / И. В. Тихонова, В. И. Величко. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 36
с. — ISBN 978-5-8114-7547-6
12.
Физическая культура (СПО) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков – Москва: КноРус, 2021. – 214
с.
13.
Физическая культура : учебник / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И.
Погадаев. – 19 изд., стер. – Москва: Академия, 2018. – 176 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Агеева Г. Ф. Плавание : учебное пособие для спо / Г. Ф. Агеева, В. И.
Величко, И. В. Тихонова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. —
ISBN 978-5-8114-9471-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195475 (дата обращения: 13.01.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Агеева Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное
пособие для спо / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68
с. — ISBN 978-5-8114-7558-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174984 (дата обращения: 13.01.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Аллянов, Ю. Н. Физическая культура : учебник для среднего
15

профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-02309-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/471143 (дата обращения: 01.11.2021). Физическая культура :
учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —
424
с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/E97C2A3C8BE2-46E8-8F7A66694FBA438E#page/1
4.
Безбородов А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для
спо / А. А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 92 с. — ISBN 978-5-81148344-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/193301 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5.
Быченков, С. В. Физическая культура : учебное пособие для СПО / С. В.
Быченков, О. В. Везеницын. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа,
2018. — 122 c. — ISBN 978-5-4486-0374-7, 978-5-4488-0195-2. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт].
— URL: https://profspo.ru/books/77006
6.
Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под
научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 125 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10154-6. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453245 (дата
обращения: 01.11.2021).
7.
Журин А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для спо / А. В.
Журин. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5849-3. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/156624 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
8.
Зобкова Е. А. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для спо /
Е. А. Зобкова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-7549-0. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/174986 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
9.
Калуп С. С. Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и
массажа. Массаж : учебное пособие для спо / С. С. Калуп. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-9320-3. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189469 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10.
Муллер, А. Б. Физическая культура : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-02612-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/469681 (дата обращения: 01.11.2021).
11.
Орлова Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для спо / Л. Т. Орлова,
А. Ю. Марков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 40 с. — ISBN 978-58114-7886-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/166937 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
12.
Садовникова Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в
специальной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. —
16

Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156380 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
13.
Тихонова И. В. Лыжный спорт. Методика обучения основам горнолыжной
техники : учебное пособие для спо / И. В. Тихонова, В. И. Величко. — Санкт-Петербург :
Лань, 2021. — 36 с. — ISBN 978-5-8114-7547-6. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174988 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
Сайт Министерства спорта, туризма и молодѐжной политики http://sport.minstm.gov.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
-о роли физической культуры
в общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
основы здорового образа
жизни
-условия профессиональной
деятельности зоны риска
физического здоровья для
специальности
-средства профилактики
перенапряжения

Критерии оценки
Точно формулировать правила игры по всем
видам, включенным в рабочую программу
Согласно нормам формулировать положения
по технике безопасности при занятиях
спортом, объяснять правила закаливания
Обоснованно разъяснять понятия «здоровый
образ жизни
Давать оценку своей профессиональной
деятельности при анализе профессиограмме
Подбирать упражнения для расслабления,
составлять комплекс гигиенической
гимнастики

Методы оценки
Выступление с
сообщениями
Тестирование
Проведение своего
комплекса зарядки в
группе
Дифференцированный
зачет

17

Умения:
-использовать физкультурнооздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных и
профессиональных целей
-применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности
-пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Грамотно составить комплекс УГГ.
Ежедневное использование комплекса УГГ,
В соответствии с требованиями составить
правила закаливания для себя
Демонстрировать умения выполнять
упражнения на расслабление
Демонстрировать соответствие контрольным
нормам: преодоление полосы препятствий,
прыжок в длину с места, выход силой,
отжимания от пола в упоре лѐжа, подъѐм
переворотом на перекладине
Согласно нормам, сдавать контрольные
нормативы
Показывать результативность участия в
спортивных соревнованиях по всем видам
спорта
Проявлять активность на занятиях
физической культурой на занятиях и в
секциях
С учетом правил, разработать проведение
соревнования по игровым видам спорта
Составить комплекс производственной
гимнастики для себя, с учетом полученной
специальности
Демонстрировать судейство по всем игровым
видам спорта

Проведение своего
комплекса зарядки в
группе Выступление с
сообщением
Наблюдение
преподавателя и его
устная оценка
Выполнение
контрольных
нормативов Портфолио
личных достижений
обучающегося
Наблюдение
преподавателя и его
устная оценка
Проведение
мероприятия Портфолио
личных достижений
обучающегося
Дифференцированный
зачет

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ЗАЧЕТЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ПРОЯВЛЕНИЕ
ПРИЗНАКОВ (0-1)

Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Уметь использовать разнообразные формы и виды
физкультурной деятельности для организации ЗОЖ,
активного отдыха и досуга.
Сдача контрольных упражнений, нормативов комплекса
ГТО в установленный срок
Осуществляет поиск и использует информацию,
необходимую для ответа на поставленные вопросы
Владеет основными способами самоконтроля
индивидуальных показателей здоровья , умственной и
физической работоспособности, физического развития и
физических качеств
Владеет современными технологиями укрепления и
сохранения здоровья, поддержания работоспособности,
18

профилактика предупреждения заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью
Владеет техническими приемами и двигательными
действиями базовых видов спорта, активное применение их
в игровой и соревновательной деятельности
0- признак не проявился
1- признак проявился
7 баллов
"5";
6 баллов
"4";
5 баллов
"3"

Примерные обязательные контрольные задания для определения
и оценки уровня физической подготовленности обучающихся
Вид упражнения
Бег 100 м. (сек.)
Бег 1000 м., 500 м. (мин.
сек.)
Бег 3000 м. 2000 м. (мин.
сек.)
Прыжок в длину с места
( м. см.)
Прыжок в длину с разбега
«согнув ноги» ( м. см.)
Прыжок в высоту
( м. см.)
Метание гранаты 700г.,
500 г.( м. см.)
Поднимание туловища из
положения лежа на спине,
руки за головой (раз)
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа (раз)
Приседание на одной ноге
без опоры
В висе поднимание
прямых ног до касания

Ю
Д
Ю
Д
Ю
Д
Ю
Д
Ю
Д
Ю
Д
Ю
Д
Д

Год обучения и оценка
2 год обучения
«5»
«4»
«3»
14,0
14,4
15,0
16,5
17,5
18,0
3,40
3,50
4,0
1,55
2,0
2,15
13,5
14,3
15,0
11,15
12,0
12,5
2,15
2,0
1,90
1,75
1,60
1,50
4,30
4,0
3,80
3,40
3,20
3,0
1,26
1,20
1,15
1,05
1,0
90
29
25
23
18
13
11
30
25
20

3 год обучения
«5»
«4»
13,6
14,0
16,0
16,5
3,30
3,40
1,48
1,55
13,30
13,5
10,50
11,15
2,25
2,15
1,85
1,75
4,50
4,30
3,60
3,40
1,35
1,30
1,15
1,10
32
28
21
18
40
30

«3»
14,4
17,5
3,50
2,0
14,3
12,0
2,0
1,60
4,0
3,20
1,26
1,05
25
15
25

Ю

11

9

7

13

11

9

Ю
Д
Ю
Д
Ю

30
10
10/10
8/8
8

25
8
8/8
6/6
6

20
6
6/6
5/5
4

40
15
12/12
10/10
10

35
11
10/10
8/8
8

30
8
8/8
6/6
6

Пол

19

перекладины
Челночный бег 3Х10 сек.
Бросок б/б мяча в корзину
со штрафной линии (из 10
попыток)
Ведение б/б мяча с
броском в корзину от
щита (7 попыток)
Передача и ловля
отскочившего
баскетбольного мяча с
расстояния 3 м за 30 сек
Верхняя прямая подача
в/б мяча в пределы
площадки
(5 попыток)
Верхняя передача в/б мяча
над собой (высота взлета
мяча не менее 1 м)
Ведение ф/б мяча с
обводкой 4 стоек и удар
по воротам (попадание
обязательно)
Удары ф/б мяча на
точность в ворота с
расстояния 16,5м, из 5
попыток
Прохождение дистанции
на лыжах 5000м., 3000м.

Ю
Д
Ю
Д

8,0
8,7
6
5

8,4
9,3
5
4

8,7
9,7
4
3

7,5
8,4
7
6

8,0
8,7
6
5

8,4
9,3
5
4

Ю
Д

5
5

4
4

3
3

6
6

5
5

4
4

Д

25

20

15

30

25

20

Ю
Д

4
4

3
3

2
2

5
5

4
4

3
3

Д

13

10

8

15

12

10

Ю

5

4

3

7

5

4

Ю

4

3

2

5

4

3

Ю
Д

27
21

30
21,5

32
23

25
20

27
21

30
21,5

Требования к результатам освоения дисциплины для обучающихся специальной
медицинской группы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 определять уровень собственного здоровья по тестам;
 составлять и проводить с группой комплексы упражнений утренней и производственной
гимнастики;
 владеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на
лыжах;
 составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после
умственного и физического утомления;
 применять на практике приемы массажа и самомассажа;
 владеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов;
 повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (кроссовая и
20






лыжная подготовка);
владеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения
работоспособности, при выполнении релаксационных упражнении;
составлять и проводить индивидуальные занятия двигательной активности;
определять индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими
упражнениями, знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
выполнять упражнения:
 сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50
см);
 подтягивание на перекладине (юноши);
 поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены
(девушки);
 прыжки в длину с места;
 бег 100 м;
 бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
 тест Купера — 12-минутное передвижение;
 бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».