Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утверждѐнного
Приказом Министерством образования и науки РФ от 09 декабря 2016 года №1565 (далее
ФГОС СПО);
Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной
Федеральным
учебно-методическим
объединением
в
системе
среднего
профессионального образования по укрупнѐнной группе профессий, специальностей
43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в государственном реестре примерных
основных образовательных программ под № 38 (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от
28.02.2022).
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП).
"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
"Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»
Разработчик ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.О.В.Терешкина»
преподаватель истории, высшей квалификационной категории Рябкова Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
5
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа является частью основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело укрупнѐнной
группы профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная
дисциплина «ОГСЭ.02 История» является обязательной частью гуманитарного и социальноэкономического цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Учебная дисциплина «История» обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01–06, 09.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 02,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
–
ориентироваться
в
современной
экономической,
политической,
культурной ситуации в России
и мире;
–
выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых
социально-экономических,
политических и культурных
проблем;
-определять значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
специальности для развития
экономики в историческом
контексте;
-демонстрировать гражданскопатриотическую позицию
– основные направления развития ключевых регионов
мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
–
основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития
ведущих регионов мира;
– назначение международных организаций и
основные направления их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении
национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных
актов мирового и регионального значения;
-ретроспективный анализ развития отрасли
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Обязательной аудиторной (теоретических занятий) – 36 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
34
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета - тест
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные
1. Внутренняя политика государственной
тенденции
власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности
развития СССР к идеологии, национальной
и
социально1980-м гг.
экономической политики.
2. Культурное развитие народов Советского
Союза и русская культура.
3. Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами, Евросоюзом,
США, странами «третьего мира».
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Дезинтеграционные 1.Политические события в Восточной Европе
процессы в России во второй половине 80-х гг.
и Европе во второй 2. Отражение событий в Восточной Европе на
половине 80-х гг.
дезинтеграционных процессах в СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование
СНГ.
Российская
Федерация
как
правопреемница СССР.
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI вв.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Постсоветское
1. Локальные национальные и религиозные
пространство в 90-е конфликты на пространстве бывшего СССР в
гг. XX века.
1990-е гг.
2. Участие международных организаций (ООН,
ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на
постсоветском пространстве.
3.
Российская
Федерация
в
планах
международных
организаций:
военнополитическая конкуренция и экономическое
сотрудничество. Планы НАТО в отношении
России.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Укрепление
1. Россия на постсоветском пространстве:
влияния России на договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,
постсоветском
Южной Осетией и пр.
пространстве
2. Внутренняя политика России на Северном
Кавказе. Причины, участники, содержание,
результаты вооруженного конфликта в этом
регионе.
3. Изменения в территориальном устройстве
Российской Федерации.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Объем
Коды
в
компетенций,
часах формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
4
10
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
24
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
5
ОК 02, ОК 03,
Россия и мировые 1. Расширение Евросоюза, формирование
мирового «рынка труда»,
глобальная
интеграционные
программа НАТО и политические ориентиры
процессы
России.
2. Формирование единого образовательного и
культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира. Участие России в
этом процессе.
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Развитие культуры 1. Проблема экспансии в Россию западной
в России.
системы ценностей и формирование «массовой
культуры».
2.Тенденции
сохранения
национальных,
религиозных, культурных традиций и «свобода
совести» в России.
3. Идеи «поликультурности» и молодежные
экстремистские движения.
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Перспективы
1. Перспективные направления и основные
развития РФ в проблемы развития РФ на современном этапе.
современном мире. 2. Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов – главное условие политического
развития.
3. Инновационная деятельность – приоритетное
направление в науке и экономике.
4. Сохранение традиционных нравственных
ценностей и индивидуальных свобод человека
– основа развития культуры в РФ.
Содержание учебного материала
Тема 2.6.
Глобализация и ее
последствия,
международные
отношения
1. Информационное общество. Глобализация и ее
последствия
2. Проблемы национальной безопасности в
международных отношениях. Международный
терроризм как социально-политическое явление
Промежуточная аттестация
Всего:
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
36
В освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, или под
руководством),
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
необходимая методическая и справочная литература, комплект учебных карт
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
телевизор или мультимедийный проектор с экраном.
мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2020.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2020.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы:
учеб.2021
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2021. Санин Г. А.
Крым. Страницы истории. — М., 2021.
Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2020.
Дополнительные источники:
1.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2021.
2.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
3.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история
стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2020.
4.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2021.
5.
Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2021.
Интернет-ресурсы:
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета, МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека не художественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные
издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. Html (электронная библиотека Исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова).
http;//www. Coldwar.ru
http;//www/hronos. Kn.ru/1984ru.htm/
http://www.coldw
Электронные учебники:
Артемов В.В. «История»,2021г
Плинков О.Ю. « Новейшия история»2021г
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета «История» предусматривается организация и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений
– демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится в
процессе проведения тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных зданий,
проектов, исследований.
Обучение завершается итоговой аттестацией в виде ДЗ / тест/.
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы
оценки
и
методы
Знания
– основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже
XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI
вв.;
– основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического
-Уверенно перечисляет
конкретные события
- правильно описывает
события и называет
причины;
-точно перечисляет и
описывает, дает оценку
основным процессам;
-оценивает международную
- устный опрос
- выполнение
тестовых заданий
- выполнение
индивидуальных
заданий
дифференцированный
зачет
и экономического развития ведущих
регионов мира;
– назначение международных
организаций и основные направления
их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
– содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных
актов мирового и регионального
значения.
-ретроспективный анализ развития
отрасли
Умения
Уметь:
– ориентироваться в современной
экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем.
-определять значимость
профессиональной деятельности по
осваиваемой специальности для
развития экономики в историческом
контексте;
-демонстрировать гражданскопатриотическую позицию
значимость деятельности
организаций;
-грамотно воспроизводит и
подбирает примеры о роли
науки, культуры и религии;
-четкость и правильность
ответов на вопросы;
-дает оценку состояния
отрасли, делает выводы о
перспективах ее развития
-грамотно оценивает,
сравнивает, описывает,
критикует, объясняет, делает
выводы, высказывает свое
отношение, подтверждает
примерами свое отношение к
событиям
-обосновывает видение и
вычленяет части целого,
выявляет взаимосвязи, видит
и озвучивает ошибки,
приводит различия между
фактами и следствиями
-выделяет в общем контексте
экономического развития
страны, значение и
перспективы отрасли,
получаемой специальности
-демонстрирует способность
сделать правильный
нравственный, социальный,
политический выбор
- устный опрос
- тестирование
- выполнение
практических заданий
- выполнение
индивидуальных
заданий
дифференцированный
зачет
Критерий оценки индивидуальных достижений:
«5»- обучающийся свободно владеет историческим материалом, историческими понятиями,
умеет на практике анализировать, сравнивать, делать выводы.
«4»- тоже самое что и на оценку «5» только может допускать не существенные неточности при
ответах.
«3»- знать только основные события, понятия ,но на практике не умеет ими пользоваться.
"2" – слабо знает основные события, не знает значение понятии, не умеет анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Критерии оценки теста:
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов (докладов)
1. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.
2. Социально-политические последствия модернизации.
3. Россия: противоречия незавершѐнной модернизации.
4. Международные отношения в индустриальную эпоху.
5. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
6. Государства демократии-США, Англия и Франция.
7. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.
8. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе.
9. Внешняя политики СССР накануне Второй мировой войны.
10. СССР и итоги Второй мировой войны.
11. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX в.
12. «Холодная война» и раскол Европы.
13. Создание системы союзов и новые военные конфликты.
14. Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х начало
1960-х гг.
15. Ускорение научно-технического развития и его итоги.
16. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР к Российской Федерации.
17. Особенности духовной жизни второй половины XX.