ОГСЭ.02 История

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утверждѐнного
Приказом Министерством образования и науки РФ от 09 декабря 2016 года №1565 (далее
ФГОС СПО);
 Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной
Федеральным
учебно-методическим
объединением
в
системе
среднего
профессионального образования по укрупнѐнной группе профессий, специальностей
43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в государственном реестре примерных
основных образовательных программ под № 38 (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от
28.02.2022).
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП).
 "Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
 Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В. Терѐшкина»;
 Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
 "Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»

Разработчик ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.О.В.Терешкина»
преподаватель истории, высшей квалификационной категории Рябкова Г.А.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

5

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа является частью основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело укрупнѐнной
группы профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная
дисциплина «ОГСЭ.02 История» является обязательной частью гуманитарного и социальноэкономического цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Учебная дисциплина «История» обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01–06, 09.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 02,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09

–
ориентироваться
в
современной
экономической,
политической,
культурной ситуации в России
и мире;
–
выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых
социально-экономических,
политических и культурных
проблем;
-определять значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
специальности для развития
экономики в историческом
контексте;
-демонстрировать гражданскопатриотическую позицию

– основные направления развития ключевых регионов
мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
–
основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития
ведущих регионов мира;
– назначение международных организаций и
основные направления их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении
национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных
актов мирового и регионального значения;
-ретроспективный анализ развития отрасли

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Обязательной аудиторной (теоретических занятий) – 36 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

36

Обязательные аудиторные учебные занятия

34

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета - тест

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные
1. Внутренняя политика государственной
тенденции
власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности
развития СССР к идеологии, национальной
и
социально1980-м гг.
экономической политики.
2. Культурное развитие народов Советского
Союза и русская культура.
3. Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами, Евросоюзом,
США, странами «третьего мира».
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Дезинтеграционные 1.Политические события в Восточной Европе
процессы в России во второй половине 80-х гг.
и Европе во второй 2. Отражение событий в Восточной Европе на
половине 80-х гг.
дезинтеграционных процессах в СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование
СНГ.
Российская
Федерация
как
правопреемница СССР.
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI вв.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Постсоветское
1. Локальные национальные и религиозные
пространство в 90-е конфликты на пространстве бывшего СССР в
гг. XX века.
1990-е гг.
2. Участие международных организаций (ООН,
ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на
постсоветском пространстве.
3.
Российская
Федерация
в
планах
международных
организаций:
военнополитическая конкуренция и экономическое
сотрудничество. Планы НАТО в отношении
России.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Укрепление
1. Россия на постсоветском пространстве:
влияния России на договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,
постсоветском
Южной Осетией и пр.
пространстве
2. Внутренняя политика России на Северном
Кавказе. Причины, участники, содержание,
результаты вооруженного конфликта в этом
регионе.
3. Изменения в территориальном устройстве
Российской Федерации.
Тема 2.3
Содержание учебного материала

Объем
Коды
в
компетенций,
часах формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
4
10

5

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

5

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

24

4

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

5

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

5

ОК 02, ОК 03,

Россия и мировые 1. Расширение Евросоюза, формирование
мирового «рынка труда»,
глобальная
интеграционные
программа НАТО и политические ориентиры
процессы
России.
2. Формирование единого образовательного и
культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира. Участие России в
этом процессе.
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Развитие культуры 1. Проблема экспансии в Россию западной
в России.
системы ценностей и формирование «массовой
культуры».
2.Тенденции
сохранения
национальных,
религиозных, культурных традиций и «свобода
совести» в России.
3. Идеи «поликультурности» и молодежные
экстремистские движения.
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Перспективы
1. Перспективные направления и основные
развития РФ в проблемы развития РФ на современном этапе.
современном мире. 2. Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов – главное условие политического
развития.
3. Инновационная деятельность – приоритетное
направление в науке и экономике.
4. Сохранение традиционных нравственных
ценностей и индивидуальных свобод человека
– основа развития культуры в РФ.
Содержание учебного материала
Тема 2.6.
Глобализация и ее
последствия,
международные
отношения

1. Информационное общество. Глобализация и ее
последствия
2. Проблемы национальной безопасности в
международных отношениях. Международный
терроризм как социально-политическое явление

Промежуточная аттестация
Всего:

ОК 05, ОК 06,
ОК 09

4

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

4

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
36

В освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, или под
руководством),
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 необходимая методическая и справочная литература, комплект учебных карт
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением
 телевизор или мультимедийный проектор с экраном.
мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2020.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2020.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы:
учеб.2021
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2021. Санин Г. А.
Крым. Страницы истории. — М., 2021.
Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2020.
Дополнительные источники:
1.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2021.
2.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
3.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история
стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2020.
4.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2021.
5.
Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2021.
Интернет-ресурсы:
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета, МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека не художественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные
издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. Html (электронная библиотека Исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова).
http;//www. Coldwar.ru
http;//www/hronos. Kn.ru/1984ru.htm/
http://www.coldw
Электронные учебники:
Артемов В.В. «История»,2021г
Плинков О.Ю. « Новейшия история»2021г

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета «История» предусматривается организация и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений
– демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится в
процессе проведения тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных зданий,
проектов, исследований.
Обучение завершается итоговой аттестацией в виде ДЗ / тест/.
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы
оценки

и

методы

Знания
– основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже
XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI
вв.;
– основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического

-Уверенно перечисляет
конкретные события
- правильно описывает
события и называет
причины;
-точно перечисляет и
описывает, дает оценку
основным процессам;
-оценивает международную

- устный опрос
- выполнение
тестовых заданий
- выполнение
индивидуальных
заданий
дифференцированный
зачет

и экономического развития ведущих
регионов мира;
– назначение международных
организаций и основные направления
их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
– содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных
актов мирового и регионального
значения.
-ретроспективный анализ развития
отрасли
Умения
Уметь:
– ориентироваться в современной
экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем.
-определять значимость
профессиональной деятельности по
осваиваемой специальности для
развития экономики в историческом
контексте;
-демонстрировать гражданскопатриотическую позицию

значимость деятельности
организаций;
-грамотно воспроизводит и
подбирает примеры о роли
науки, культуры и религии;
-четкость и правильность
ответов на вопросы;
-дает оценку состояния
отрасли, делает выводы о
перспективах ее развития

-грамотно оценивает,
сравнивает, описывает,
критикует, объясняет, делает
выводы, высказывает свое
отношение, подтверждает
примерами свое отношение к
событиям
-обосновывает видение и
вычленяет части целого,
выявляет взаимосвязи, видит
и озвучивает ошибки,
приводит различия между
фактами и следствиями
-выделяет в общем контексте
экономического развития
страны, значение и
перспективы отрасли,
получаемой специальности
-демонстрирует способность
сделать правильный
нравственный, социальный,
политический выбор

- устный опрос
- тестирование
- выполнение
практических заданий
- выполнение
индивидуальных
заданий
дифференцированный
зачет

Критерий оценки индивидуальных достижений:
«5»- обучающийся свободно владеет историческим материалом, историческими понятиями,
умеет на практике анализировать, сравнивать, делать выводы.
«4»- тоже самое что и на оценку «5» только может допускать не существенные неточности при
ответах.
«3»- знать только основные события, понятия ,но на практике не умеет ими пользоваться.
"2" – слабо знает основные события, не знает значение понятии, не умеет анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Критерии оценки теста:
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

Примерные темы рефератов (докладов)
1. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.
2. Социально-политические последствия модернизации.
3. Россия: противоречия незавершѐнной модернизации.
4. Международные отношения в индустриальную эпоху.
5. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
6. Государства демократии-США, Англия и Франция.
7. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.
8. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе.
9. Внешняя политики СССР накануне Второй мировой войны.
10. СССР и итоги Второй мировой войны.
11. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX в.
12. «Холодная война» и раскол Европы.
13. Создание системы союзов и новые военные конфликты.
14. Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х начало
1960-х гг.
15. Ускорение научно-технического развития и его итоги.
16. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР к Российской Федерации.
17. Особенности духовной жизни второй половины XX.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».