Программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности
43.02.15 Поварское и
кондитерское дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2016 г. № 1565
(зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44828) и примерной основной
образовательной программы (ПООП)
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» (от 09.11.2016 №788ПП).
- Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины, циклов
ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП
- Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
- Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации.
- Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»
Организация-разработчик ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина"
Разработчик:
Сергеева Светлана Александровна, преподаватель 1 квалификационной категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ 15
ОСВОЕНИЯ 16
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.1.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Учебная дисциплина «ОГСЭ 01. Основы философии» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Учебная
дисциплина
«Основы
философии»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании
и развитии ОК 02, 03, 05, 06, 09.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Умения
Знания
Ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и
смысла жизни как основах
формирования культуры гражданина
и будущего специалиста;
выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.
основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека
и общества;
основы философского учения о
бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники и технологий по
выбранному профилю
профессиональной деятельности
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
36
34
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем в
часах
1
2
3
Коды
компетенций,
формировани
ю
которых
способствует
элемент
программы
4
Раздел 1. Предмет философии и ее история
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные
1-1. Становление философии из мифологии.
понятия и
1-2. Характерные черты философии:
предмет
1-3. понятийность, логичность, рефлективность
философии
1-4 Предмет и определение философии.
17
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Тема 1.2
Философия
Древнего мира и
средневековая
философия
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Тема 1.3
Философия
Возрождения и
Нового времени
Тема 1.4
Современная
Содержание учебного материала
1-5. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
1-6. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
Аристотель.
1-7. Философия Древнего Рима.
1-8. Средневековая философия: патристика и схоластика
Содержание учебного материала
1-9. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
1-10. Особенности философии Нового времени: рационализм
познания.
1-11. Немецкая классическая философия.
1-12. Философия позитивизма и эволюционизма.
Содержание учебного материала
4
и эмпиризм
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
в теории
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
6
1-13. Основные направления философии ХХ века:
1-14. неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
1-15. Философия бессознательного.
1-16. Особенности русской философии.
1-17. Русская идея.
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Методы
1-18. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.
философии и ее 1-19. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье),
внутреннее
научная (Новое время, ХХ век).
строение
ОК 09
философия
17
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
5
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
1-20. Пространство и время как атрибуты существования материи.
1-21. Обзор основных теорий пространства и времени.
1-22. Время физическое, психическое, биологическое и социальное.
Тема 2.2
Учение о бытии
и
теория
познания
Содержание учебного материала
1-23. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира.
1-24. Современные онтологические представления.
1-25. Пространство, время, причинность, целесообразность.
1-26. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной
истины.
1-27. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
Тема 2.3
Этика
социальная
философия
Содержание учебного материала
и 1-28. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу.
1-29. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий. Влияние природы на общество.
7
1-30. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
1-31. Философия и глобальные проблемы современности
Тема 2.4
Место
философии
духовной
культуре и
значение
Содержание учебного материала
в
3
1-32. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки и идеологии.
ее
1-33. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни.
1-34. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире.
Будущее философии.
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет в виде теста
2
Всего:
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
36
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Философии и речевых коммуникаций», оснащенный оборудованием:
- 1 доска классная,
- рабочее место педагога (1 стол, 1 стул);
- 15 столов,
- 30 стульев,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- проектор,
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы, электронный учебник.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. СПО. Москва: Академия,
2020. – 300 с.
2. Основы философии / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва: Форум, 2021. –
480 с..
3. Пугачева, Наталья Петровна Основы философии: учебное пособие / Н.П. Пугачева, Т.Г.
Дорофеева. – Пенза: РИО ПГАУ, 2018. – 232 с.
Дополнительные источники:
1. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – Москва: РГ-Пресс,
2021. – 496 с.
Интернет-ресурсы:
1. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. —
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN
978-5-8199-0694-1.
Текст
:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1844376
2. ВЕСТНИК Российского философского общества.- [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://rfo1971.ru/vestnik-rfo/
3. Цифровая библиотека по философии. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://filosof.historic.ru/
4. Электронная
Библиотека
Гумер.
[Электронный
ресурс]:
Режим
доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, а
также итогового тестирования.
Результаты обучения
Знания
1. Основные категории и
понятия философии;
2. Роль философии в жизни
человека и общества;
Основы философского учения
о бытии.
4.Сущность процесса
познания.
5.Основы научной,
философской и религиозной
картин мира.
6. Об условиях
формирования личности,
свободе и
ответственности за
сохранение жизни,
культуры, окружающей
среды.
7. О социальных и
этических проблемах,
связанных с развитием и
использованием
достижений науки,
техники, технологий.
Критерии оценки
-Грамотно и
аргументированно
использовать
категориальный
философский
аппарат;
-четко и правильно
отвечать на вопросы по
основным философским
проблемам;
-приводить
примеры из
собственной
практики о
проблемах,
связанных
расширением
научнотехнической революции;
-объяснять место
научных философских
знаний в современной
жизни и профессии;
-проводить анализ
источников
информации и
составлять доклады
и выступления
-четко представлять
структуру реферата,
эссе, выступления по
основным вопросам
философии
Формы и методы оценки
- устный опрос;
- аналитическая работа с
оригинальными текстами;
- домашняя работа
творческого и проблемного характера;
- Написание рефератов
- Тестирование
- Написание философского эссе
Умения
Ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования
культуры гражданина и
-Доходчиво,
убедительно, грамотно
разъяснять, доказывать
свою позицию по
общим философским
проблемам;
-устный опрос;
-контроль представления выполнения
домашних заданий проблемного и
творческого
характера
(эссе
и
выступлений);
- тестирование;
10
будущего специалиста.
-аргументированно
цитировать классиков
разных философских
школ;
-демонстрировать
способность сделать
правильный
нравственный,
социальный,
политический выбор
-работа с философским словарем и
оригинальными текстами;
-оценка выступлений на семинарах;
-защита реферативных работ;
-дифференцированный зачет
Оценка результатов обучения
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
нет
определенной
логической
последовательности,
неточно
используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка самостоятельных, проверочных работ по теоретическому курсу:
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением научной терминологии в определенной логической последовательности,
студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу философии, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объѐма задания, но в ней имеются
недочеты;
11
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- обучающийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным
при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объѐм выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объѐма), но допущены существенные неточности;
- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий;
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объѐм выполненной части менее 2/3 от общего объѐма
задания);
- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
12