СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
ПРМЕРНЫЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И
СОДЕРЖАНИЕ
УСЛОВИЯ
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая учебная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.01 Химия» является обязательной частью естественно-научного
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01–10.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 1.2-1.4 применять основные законы
основные понятия и законы химии;
-теоретические основы органической, физической,
ПК 2.2-2.8 химии для решения задач в
коллоидной химии;
ПК 3.2-3.7 области профессиональной
-понятие химической кинетики и катализа;
ПК 4.2-4.6 деятельности;
-классификацию химических реакций и
ПК 5.2-5.6 использовать свойства
ОК 01
закономерности их протекания;
органических веществ,
ОК 02
-обратимые и необратимые химические реакции,
дисперсных и коллоидных
ОК 03
химическое равновесие, смещение химического
систем для оптимизации
ОК 04
технологического процесса;
равновесия под действием различных факторов;
ОК 05
описывать уравнениями
- окислительно-восстановительные реакции, реакции
ОК 06
химических реакций процессы, ионного обмена;
ОК 07
лежащие в основе производства гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных
ОК 09
продовольственных продуктов; растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;
ОК 10
проводить расчеты по
-тепловой эффект химических реакций,
химическим формулам и
термохимические уравнения;
уравнениям реакции;
-характеристики различных классов органических
использовать лабораторную
веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой
посуду и оборудование;
продукции;
выбирать метод и ход
-свойства растворов и коллоидных систем
химического анализа, подбирать высокомолекулярных соединений;
реактивы и аппаратуру;
-дисперсные и коллоидные системы пищевых
проводить качественные реакции продуктов;
на неорганические вещества и -роль и характеристики поверхностных явлений в
ионы, отдельные классы
природных и технологических процессах;
органических соединений;
-основы аналитической химии;
выполнять количественные
-основные методы классического количественного и
расчеты состава вещества по
физико-химического анализа;
результатам измерений;
-назначение и правила использования лабораторного
соблюдать правила техники
оборудования и аппаратуры;
безопасности при работе в
-методы и технику выполнения химических анализов;
химической лаборатории
-приемы безопасной работы в химической лаборатории
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
144
Объем образовательной программы
142
в том числе:
теоретическое обучение
106
лабораторные занятия
26
практические занятия
10
курсовая работа (проект)
*
контрольная работа
-
Самостоятельная работа 38
-
Промежуточная аттестация 39
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разде- Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
лов и тем
1
Раздел 1.
Физическая химия
Тема 1.1
Основные понятия и
законы термодинамики. Термохимия.
Тема 1.2.
Агрегатные состояния веществ, их характеристика
Объем часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
2
3
40
Содержание учебного материала
6
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
2
2
ОК 1-ОК5,
ОК7, ОК9,
ОК10
Основные понятия термодинамики. Термохимия: экзо- и эндотермические реакции. Законы термодинамики. Понятие энтальпии, энтропии, энергии Гиббса. Калорийность
продуктов питания.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Решение задач на расчет энтальпий, энтропий, энергии Гиббса
химических реакций.
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Написать термохимическое уравнение реакции реакции;
2. Решить задачу на расчет энтальпий, энтропий, энергии Гиббса химических реакций.
Сделать вывод о характере реакции и возможности ее самопроизвольного протекания.
Содержание учебного материала
Общая характеристика агрегатного состояния веществ. Типы химической связи. Типы
кристаллических решѐток. Газообразное состояние вещества. Жидкое состояние вещества. Поверхностное натяжение. Вязкость
Влияние вязкости и поверхностно-активных веществ на качество пищевых продуктов и
готовой кулинарной продукции (супов-пюре, соусов, соуса майонез, заправок, желированных блюд, каш)
Сублимация, ее значение в консервировании пищевых продуктов при организации и
приготовлении сложных холодных блюд из рыбы, мяса и птицы, грибов, сыра приготовлении сложных горячих соусов, отделочных полуфабрикатов и их оформлении
Твердое состояние вещества. Кристаллическое и аморфное состояния.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа. Определение поверхностного натяжения жидкостей. Определение вязкости жидкостей.
Самостоятельная работа обучающихся.
-
10
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
2
2
ОК 4,ОК 6
5
Составить обобщающую таблицу: Агрегатные состояния веществ, их характеристика
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Химическая кинетика Скорость и константа химической реакции.
Теория активации. Закон действующих
и катализ.
масс
Теория катализа, катализаторы, ферменты, их роль при производстве и хранении пищевых продуктов. Температурный режим хранения пищевого сырья, приготовление продуктов питания
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение
химического равновесия.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа. Определение зависимости скорости реакции от температуры и
концентрации реагирующих веществ.
Самостоятельная работа обучающихся.
Сравните активность биологических и неорганических катализаторов.
Решение задач на расчет константы скорости реакции.
Подготовка презентации «Ферментативная обработка сырья пищевой промышленности»
Содержание учебного материала
Тема 1.4.
Свойства
Общая характеристика растворов. Классификации растворов, растворимость. Эксрастворов.
тракция, ее практическое применение в технологических процессах. Способы выражения концентраций. Водородный показатель. Способы определения рН среды. Растворимость газов в жидкостях. Диффузия и осмос в растворах. Влияние различных факторов на растворимость газов, жидкостей и твердых веществ, их использование в технологии продукции питания
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Решение задач. Расчеты концентрации растворов, осмотического давления, температур кипения, замерзания, рН среды.
Лабораторная работа. Определение тепловых эффектов растворения различных веществ в воде. Определение рН среды различными методами.
Самостоятельная работа обучающихся.
Работа над учебным материалом, ответить на вопрос: опишите осмотические процес-
8
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
2
2
ОК4, ОК6
-
12
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
4
2
2
ОК 1-ОК5,
ОК7, ОК9,
ОК10
ОК4, ОК6
-
6
Тема 1.5. Поверхностные явления.
Раздел.2
Коллоидная химия
Тема 2.1.
Предмет коллоидной
химии. Дисперсные
системы.
Тема 2.2.
Коллоидные растворы.
Тема 2.3.
сы происходящие при заваривании пакетированного чая.
Решить задачи на расчет концентрации растворов.
Содержание учебного материала
Термодинамическая характеристика поверхности. Адсорбция, еѐ сущность. Виды адсорбции. Адсорбция на границе раствор-газ. Адсорбция на границе газ- твердое вещество. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Поверхностно активные и поверхностно неактивные вещества, роль ПВА в эмульгировании и пенообразовании. Применение
адсорбции в технологических процессах и значение адсорбции при хранении сырья и
продуктов питания.
Самостоятельная работа обучающихся.
Смачивание (написать требование к посуде, инвентарю, санитарной одежде). Применение в технологических процессах адсорбции электролитов, обменной адсорбции. Привести примеры.
4
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
-
36
Содержание учебного материала
Определение коллоидной химии. Объекты и цели еѐ изучения, связь с другими дисциплинами. Дисперсные системы , характеристика, классификация. Использование и роль
коллоидно-химических процессов в технологии продукции общественного питания
4
Содержание учебного материала
Коллоидные растворы (золи): понятие, виды, общая характеристика. Свойства коллоидных растворов. Методы получения коллоидных растворов и очистки. Устойчивость и
коагуляция золей. Факторы, вызывающие коагуляцию. Пептизация. Использование коллоидных растворов в процессе организации и проведении приготовления различных
блюд и соусов
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Составление формул и схем строения мицелл.
8
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
4
2
Лабораторная работа 4. Получение коллоидных растворов.
2
ОК 1-ОК5,
ОК7, ОК9,
ОК10
ОК4, ОК6
Самостоятельная работа обучающихся.
Составление формул и схем мицеллы гидрозоля.
Содержание учебного материала
-
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
12
ПК 2.3
7
Грубодисперсные
системы.
Тема2.4.
Физико-химические
изменения органических
веществ пищевых продуктов. Высокомолекулярные соединения.
Раздел 3.
Аналитическая химия
Тема 3.1.
Качественный анализ.
Тема 3.2.
Характеристики грубодисперсных систем, их строение, свойства, методы получения и
стабилизации , применение. Эмульсии. Пены .Порошки. Аэрозоли, дымы, туманы. Использование грубодисперсных систем в процессе организации и проведении приготовления различных блюд и соусов
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа. Получение устойчивых эмульсий и пен, выявление роли стабилизаторов.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить компьютерные презентации на тему:
Молоко, как природная эмульсия.
Пенообразование в кондитерском производстве.
Содержание учебного материала
Строение ВМС, классификация. Реакции полимеризации и поликонденсации получения
высокомолекулярных соединений. Природные и синтетические высокомолекулярные
соединения. Свойства ВМС. Набухание и растворение полимеров, факторы влияющие на
данные процессы. Студни, методы получения, синерезис. Изменение углеводов, белков,
жиров в технологических процессах
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа. Изучение процессов набухания и студнеобразования.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщения на тему:
Вещества – загустители, желеобразователи.
2
2
ПК 4.6
ПК5.3
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
ОК4, ОК6
-
12
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
2
2
-
ОК4, ОК6
66
Содержание учебного материала
Аналитическая химия, ее задачи значение в подготовке технологов общественного
питания. Методы качественного и количественного анализа и условия их проведения.
Основные понятия качественного химического анализа. Дробный и систематический
анализ. Особенности классификации катионов и анионов. Условия протекания реакций
обмена
Содержание учебного материала
2
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
24
8
Классификация катионов и анионов.
Классификация катионов. Первая аналитическая группа катионов. Общая характеристика катионов второй аналитической группы и их содержание в продуктах питания. Значение катионов второй группы в проведении химико-технологического контроля. Групповой реактив и условия его применения. Произведение растворимости, условия образования осадков
Характеристика группы, частные реакции на катионы третьей и четвертой аналитических групп. Амфотерность. Групповой реактив и условия его применения. Значение катионов третьей и четвертой аналитической группы в осуществлении химикотехнологического контроля
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
Классификация анионов. Значение анионов в осуществлении химико-технологического
контроля. Частные реакции анионов первой, второй ,третьей групп. Систематический
ход анализа соли
Тема 3.3.
Количественный анализ. Методы количе-
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа. Первая аналитическая группа катионов. Проведение частных
реакций катионов второй аналитической группы. Анализ смеси катионов второй аналитической группы.
Лабораторная работа. Проведение частных реакций катионов третьей и четвертой аналитической группы. Анализ смеси катионов третьей и четвертой аналитических групп.
Лабораторная работа. Проведение частных реакций анионов первой, второй, третьей
групп. Анализ сухой соли.
Практическое занятие. Решение задач на правило произведение растворимости.
8
2
ОК4, ОК6
2
ОК4, ОК6
2
ОК4, ОК6
2
ОК 1-ОК5,
ОК7, ОК9,
ОК10
Самостоятельная работа обучающихся.
Описать схемы открытия ионов при солевом эффекте, дробном осаждении.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, упражнения.
Составить таблицу открытия ионов висмута, ртути.
Составить таблицу открытия ионов йода, брома, фосфата, силиката.
Содержание учебного материала
Понятие. Сущность методов количественного анализа.
Операции весового (гравиметрического) анализа
-
24
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
9
ственного анализа.
ОК9, ОК10
Сущность и методы объемного анализа .Сущность метода нейтрализации, его индикаторы. Теория индикаторов
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
Сущность окислительно-восстановительных методов и их значение в проведении химико-технологического контроля. Перманганатометрия и еѐ сущность. Йодометрия и еѐ
сущность
Сущность методов осаждения. Сущность метода комплексонообразования и его значение в осуществлении химико-технологического контроля
Тема 3.4.
Физико-химические
методы анализа.
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа. Вычисления в весовом и объемном анализе. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. Определение нормальности и титра раствора
Лабораторная работа. Определение общей, титруемой, кислотности плодов и овощей.
8
2
Лабораторная работа. Приготовление рабочего раствора перманганата калия и установление нормальной концентрации.
Лабораторная работа. Определение содержания хлорида натрия в рассоле.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Составить кривые титрования, анализируя методы анализа. Показать интервал перехода
индикатора.
Решение задач на тему «Расчет эквивалентов окислителя и восстановителя»
Аргентометрия (метод Мора), условия применения метода и его значение в проведении химико-технологического контроля.
Сущность метода комплексонообразования и его значение в осуществлении химикотехнологичес-кого контроля
Содержание учебного материала
Сущность физико-химических методов анализа и их особенности
Тематика практических занятий и лабораторных работ
2
ОК 1-ОК5,
ОК7, ОК9,
ОК10
ПК 3.3
ОК4, ОК6
ОК4, ОК6
2
ПК 2.2
ОК4, ОК6
8
ОК 1-ОК3,
ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10
2
10
Лабораторная работа. Определение качественного и количественного содержания жира
в молоке.
Самостоятельная работа обучающихся.
Сообщения. Применение физико-химических методов анализа в химико- технологическом контроле.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
ПК 4.2-4.4
ОК4, ОК6
-
2
144
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС- ЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет естественнонаучных дисциплин, оснащенный оборудованием:
- 25 посадочных мест;
- 1 рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал) и
необходимых реактивов;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (интерактивная доска);
- калькуляторы;
- реактивы и лабораторное оборудование.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых
для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Основные печатные издания
1.
Белик, В.В. Физическая и коллоидная химия : учебник для студ. учреждений
сред.проф.образования / В.В. Белик, К.И. Киенская.– Москва : Академия, 2021. – 288 с.
2.
Валова, В. Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа :
Практикум / В. Д. Валова, Е. И. Паршина. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 198 с.
3.
Основы общей химии : учебное пособие для спо / Е. Г. Гончаров, В. Ю.
Кондрашин, А. М. Ховив, Ю. П. Афиногенов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 464 с.
4.
Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении : учебное пособие / Н. Ю.
Черникова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 316 с.
5.
Общая химия. Теория и задачи : учебное пособие для спо / Н. В. Коровин, Н. В.
Кулешов, О. Н. Гончарук [и др.] ; под редакцией Н. В. Коровина, Н. В. Кулешова. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 492 с.
6.
Пресс, И. А. Органическая химия : учебное пособие для спо / И. А. Пресс. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 432 с.
7.
Акимова, Т. И. Органическая химия. Лабораторные работы : учебное пособие
для спо / Т. И. Акимова, Л. Н. Дончак, Н. П. Багрина. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 164
с.
8.
Гайдукова, Б. М. Техника и технология лабораторных работ : учебное пособие /
Б. М. Гайдукова, С. В. Харитонов. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 128 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Коллоидная химия. Примеры и задачи : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Ф. Марков, Т. А. Алексеева, Л. А. Брусницына,
Л. Н. Маскаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02967-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453418 (дата обращения: 29.01.2022).
2.
Лупейко, Т. Г. Химия : учебник для СПО / Т. Г. Лупейко, О. В. Дябло, Е. А.
Решетникова. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 308 c. —
ISBN 978-5-4488-0433-5, 978-5-4497-0395-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/94217
3.
Физическая и коллоидная химия. В 2 ч. Часть 1. Физическая химия : учебник
для среднего профессионального образования / В. Ю. Конюхов [и др.] ; под редакцией
В. Ю. Конюхова, К. И. Попова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08974-5. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493294
(дата обращения: 29.01.2022).
4.
Физическая и коллоидная химия. В 2 ч. Часть 2. Коллоидная химия : учебник
для вузов / В. Ю. Конюхов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Конюхова, К. И. Попова. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 309 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-06720-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/493293 (дата обращения: 29.01.2022).
5.
Основы общей химии : учебное пособие для спо / Е. Г. Гончаров, В. Ю.
Кондрашин, А. М. Ховив, Ю. П. Афиногенов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 464 с. —
ISBN 978-5-8114-5829-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://e.lanbook.com/book/146667 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
6.
Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении : учебное пособие / Н. Ю.
Черникова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-5887-5. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/146889 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
7.
Общая химия. Теория и задачи : учебное пособие для спо / Н. В. Коровин, Н. В.
Кулешов, О. Н. Гончарук [и др.] ; под редакцией Н. В. Коровина, Н. В. Кулешова. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-6398-5. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147258
(дата
обращения: 15.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.
Пресс, И. А. Органическая химия : учебное пособие для спо / И. А. Пресс. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 432 с. — ISBN 978-5-8114-7074-7. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154411 (дата
обращения: 15.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Акимова, Т. И. Органическая химия. Лабораторные работы : учебное пособие для
спо / Т. И. Акимова, Л. Н. Дончак, Н. П. Багрина. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 164 с.
— ISBN 978-5-8114-5793-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146661 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Гайдукова, Б. М. Техника и технология лабораторных работ : учебное пособие /
Б. М. Гайдукова, С. В. Харитонов. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 128 с.
— ISBN 978-5-8114-4964-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129227 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2.
Камышов, В. М. Строение и состояния вещества : учебное пособие для спо / В.
М. Камышов, Е. Г. Мирошникова, В. П. Татауров. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 236 с.
— ISBN 978-5-8114-6453-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148010 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3.
Ким, И. Н. Пищевая безопасность водных биологических ресурсов и продуктов
их переработки : учебное пособие для спо / И. Н. Ким, А. А. Кушнирук, Г. Н. Ким ; под общей
редакцией И. Н. Кима. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 752 с. — ISBN 978-5-8114-64609. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148016 (дата обращения: 15.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-основные понятия и законы химии;
-теоретические основы органической,
физической, коллоидной химии;
-понятие химической кинетики и катализа;
-классификацию химических реакций и
закономерности их протекания;
-обратимые и необратимые химические
реакции, химическое равновесие, смещение
химического равновесия под действием
различных факторов;
- окислительно-восстановительные реакции,
реакции ионного обмена;
-гидролиз солей, диссоциацию электролитов в
водных растворах, понятие о сильных и слабых
электролитах;
-тепловой эффект химических реакций;
термохимические реакции;
-характеристики различных классов
органических веществ,
входящих в состав сырья
и готовой пищевой продукции;
- свойства растворов и коллоидных систем
высокомолекулярных соединений;
-дисперсные и коллоидные системы
пищевых продуктов;
-роль и характеристики поверхностных
явлений в природных и технологических
процессах;
-основы аналитической химии;
-основные методы классического
количественного и физико-химического
анализа;
-назначение и правила использования
лабораторного оборудования и аппаратуры;
Критерии оценки
Методы оценки
- грамотно выступает
- анализ
с сообщениями;
выполнения
- владеет понятиями
практических
учебной дисциплины работ, обобщение
и применяет их
выводов;
адекватно ситуации;
-текущий
- намечает и
контроль
освоения
характеризует
материала;
приемы
- защита внеаудиторной
саморегуляции;
самостоятельные
- полнота
работы;
ответов,
точность
дифференцированн
формулировок;
ый зачет
-методы и технику выполнения химических
анализов;
-приемы безопасной работы в химической
лаборатории
Уметь:
-применять основные законы химии для
решения задач в области профессиональной
деятельности
-использовать свойства органических веществ,
дисперсных и коллоидных систем для
оптимизации технологического процесса
-описывать уравнениями химических реакций
процессы, лежащие в основе производства
продовольственных продуктов
-проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям реакции
-использовать лабораторную посуду и
оборудование
-выбирать метод и ход химического анализа,
подбирать реактивы и аппаратуру
-проводить качественные реакции на
неорганические вещества и ионы, отдельные
классы органических соединений
-выполнять количественные расчеты состава
вещества по результатам измерений
-соблюдать правила техники безопасности при
работе в химической лаборатории
Правильность,
- активность
полнота выполнения поведения на
заданий, , точность
занятиях в группах;
расчетов,
- точность
соответствие
формулировок ответов
требованиям
и выступлений по
безопасности
теме занятия;
Адекватность,
- дифференцированны
оптимальность
й зачет
выбора способов
действий, методов,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
оценки,
самооценки
выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий
Критерии оценок:
Оценка «5» ставится в случае, если студент понимает химизм явлений и процессов,
знает законы и теории, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить их в
новой ситуации и при выполнении практических заданий. Письменная работа выполнена без
ошибок и недочѐтов или имеет не более одного недочѐта. Студент даѐт точное определение
основных понятий, законов, теорий, правильное определение химических величин и их
единиц измерения, правильно записывает формулы и даѐт название веществам. При ответе
студент обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет
устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Студент анализирует, обобщает и
самостоятельно делает выводы; умеет структурировать материал.
Оценка «4» ставится в случае, если студент допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
преподавателя. Недостаточны навыки работы со справочной литературой. В письменной
работе при полном объеме - не более одной негрубой и одного недочѐта (или не более двух
недочѐтов).
Оценка «3» ставится в случае, если студент правильно понимает химическую
сущность явлений и процессов, но при ответе обнаруживает отдельные пробелы в усвоении
основных тем курса химии; испытывает затруднения в применении знаний для решения
задач, при объяснении химических процессов на основе теорий и законов; ответ учащегося
неполный, недостаточно понимание основных вопросов курса химии, допускает одну - две
грубые ошибки. В письменной работе не менее 50% еѐ объѐма выполнено правильно или
допущено не более двух грубых ошибок.
Оценка «2» ставится в случае, если студент не знает и не понимает большую часть
материала; знания неполные или слабо сформированные, нет умений их применения к
решению задач и вопросов по образцу. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки,
которые он не может исправить с помощью преподавателя.
В письменной работе правильно выполнены менее 50% еѐ объѐма.
Оценка «1» ставится в случае, если студент не может ответить ни на один из
поставленных вопросов. При выполнении письменной работы не приступал к еѐ
выполнению или правильно выполнил не более 10% еѐ объѐма.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; 5. правильно выполнил анализ
погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
16
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ
погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие
экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности
труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка»5»-86-100% правильных ответов на вопросы
Оценка»4»- 71-85% правильных ответов на вопросы
Оценка»3» - 51-70% правильных ответов на вопросы Оценка»2» 0-50% правильных ответов на вопросы.
17