ОПД.03 Основы строительного черчения

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03. Основы строительного черчения
разработана на основе:

Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;

Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования;

Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1545 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и
декоративных работ»;

Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования»;

Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);

МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ
СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и специальности
СПО<Письмо> Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259

Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;

Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина»;

Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терѐшкина»
Разработчик:
Преподаватель: Абакумова Ксения Владимировна, высшая квалификационная
категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТР. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 11

4. КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

СТР. 14

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Основы строительного черчения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих в соответствии с ФГОС по профессии 13450 Маляр строительный, 19727 Штукатур.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
‒ читать архитектурно- строительные чертежи, проекты, схемы производства, работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
‒
требования единой системы конструкторской документации и системы проектной
документации для строительства;
‒
основные правила построения чертежей и схем;
‒
виды нормативно — технической документации;
‒
виды строительных чертежей, проектов, схем производства работ;
‒
правила чтения технической и технологической документации;
‒
виды производственной документации;
‒
виды строительных чертежей, правила их оформления и масштабы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

4

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими
основным
видам
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий;
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности;
ПК 1.3. Выполнять столярно-монтажные работы;
ПК 1.4. Производить ремонт столярных изделий.
ПК 2.1. Выполнять заготовку деревянных элементов различного назначения;
ПК 2.2. Устанавливать несущие конструкции деревянных зданий и сооружений;
ПК 2.3. Выполнять работы по устройству лесов, подмостей, опалубки;
ПК 2.4. Производить ремонт плотничных конструкций.
ПК 3.1. Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда и
техники безопасности;
ПК 3.2. Выполнять подготовительные работы;
ПК 3.3. Выполнять остекление переплетов всеми видами стекла и стеклопакетами в
соответствии с техническим заданием;
ПК 3.4. Устраивать перегородки из стеклоблоков и стеклопрофилита в соответствии с
проектным положением.
ПК 4.1. Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда и
техники безопасности;
ПК 4.2. Выполнять подготовительные работы;
ПК 4.3. Устраивать полы из досок и индустриальных материалов на основе древесины в
соответствии с технической документацией;
ПК 4.4. Устраивать паркетные полы из щитового и штучного паркета в соответствии с
технической документацией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы ученой дисциплины:
‒ Максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
‒ Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
‒ Самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;
‒ Практических занятий – 30 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Основы строительного черчения
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудитория учебная нагрузка (всего)
50
В том числе:
теоретические занятия
18
практические занятия
30
дифференцированный зачѐт (итоговая практическая
2
работа)
Самостоятельные работы обучающегося (всего)
25
В том числе:
работа с Интернет-ресурсами
подготовка конспектов
выполнение чертежей
выполнение упражнений
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачѐта /
итоговая практическая работа

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОПД.03 Основы строительного черчения
Наименование разделов и
тем
1

№ урока

Содержание

учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 1. Оформление чертежей и геометрические построения
Тема 1.1. Основные
1
Содержание учебного материала
сведения по оформлению
2
Форматы чертежей (ГОСТ 2.301-68) – основные, дополнительные.
чертежей
Масштабы (ГОСТ 2.302-68) –определение, обозначение, применение.
Линии чертежа (ГОСТ 2.303-68) - название, начертание, толщина, назначение
Основная надпись, применение, виды, заполнение. (ГОСТ 2.104-68)
Сведения о стандартных шрифтах, типах, конструкции букв и цифр.
Уклон и конусности на технических деталях – правила их определения, построения по
заданной величине и обозначение.
Практическое занятие №1. Написание прописных и строчных букв русского алфавита.
3
Написание чертежного шрифта типа Б под углом 75 градусов. Написание прописных и
строчных букв латинского алфавита.
Практическое занятие №2. Начертания и основные назначения линий на чертежах.
4
Нанесение размеров на чертеже.
Самостоятельная работа. Оформление чертежа: рамка, основная надпись. Составление опорного конспекта по теме «Правила
нанесения размеров (ГОСТ 2.307-68)». Выполнение чертежей с использованием стандартных чертежных шрифтов, надписей и
нанесением размеров на чертеж технической детали. Обозначение материалов на чертежах.
Тема 1.2. Геометрические
5
Содержание учебного материала
построения
6
Деление отрезка прямой на равные части. Деление и построение углов. Определение
центра окружности или еѐ дуги. Деление окружности на равные части. Построение
правильных многоугольников. Построение и обозначение уклонов и конусности.
Сопряжения.
Практическое занятие №3. Деление окружности на равные части
7
Практическое занятие №4. Выполнение чертежа «Уклон и конусность»
8
Практическое занятие №5. Выполнение чертежа с элементами сопряжения.
9
Самостоятельная работа. Геометрические построения Вычерчивание контура детали с построением сопряжений. Графическая работа
«Выполнение чертежа плоской детали с применением геометрических построений». Построение лекальных и циркульных кривых.
Построение касательных к окружности. Вычерчивание архитектурных обломов.
Раздел 2. Проекционные изображения на чертежах

Объѐм
часов
3
13
2

1

Уровень
освоения
4
2

3

1
2

3

2

2

1
1
1
2

3

24

3

Тема 2.1. Прямоугольные
проекции

Содержание учебного материала
Методы проецирования: центральное, параллельное
Прямоугольное проецирование на две и три плоскости проекций.
Практическое занятие №6. Построение проекций геометрических тел.
12
Практическое занятие №7. Построение третьей проекции по двум заданным
13
Практическое занятие № 8. Выполнение технических рисунков технической детали в
14
разрезе три четверти
Самостоятельная работа. Построение развѐртки поверхностей геометрических тел.
Тема 2.2. Виды, сечения и
15
Содержание учебного материала
Виды. Расположение основных видов.
разрезы на чертежах
16
Разрезы. Простые разрезы. Сложные разрезы. Особые случаи разрезов. Обозначение
разрезов.
Практическое занятие №9. Сопоставление наглядных изображение и видов на чертежах.
17
Практическое занятие №10. Графическая работа «Построение третьей проекции по
18
двум данным».
Практическое занятие №11. Выбор необходимого сечения из нескольких заданных,
19
обоснование выбора.
Практическое занятие №12. Чтение и выполнение деталей с разрезами.
20
Практическое занятие №13. Графическая работа «Выполнение чертежа детали с
21
построением разреза».
Самостоятельная работа. Составление опорного конспекта по теме «Сечения вынесенные и наложенные. Обозначение сечений».
Тема 2.3.
22
Содержание материала
Общие понятия об аксонометрических проекциях.
Аксонометрические
23
Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и
проекции
фронтальная диметрическая.
Аксонометрические оси. Показатели искажения.
Изображение в аксонометрических проекциях плоских и объемных фигур. Изображение
круга в плоскостях.
Практическое занятие №14. Графическая работа «Построение аксонометрии детали.
24
Самостоятельная работа. Изображение окружности в прямоугольной изометрии.
Раздел 3 Машиностроительное черчение
Тема 3.1. Правила
25
Содержание учебного материала
Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество
разработки и оформления
26
машиностроительной продукции. Зависимость качества изделия от качества чертежа.
конструкторской
Виды изделий. Виды нормативно-технической документации.
документации
Практическое занятие №15. Составить опорный конспект: «Виды конструкторской
27
10
11

2

2

1
1
1

3

3
2

3
2

1
1

3

1
1
1
3
2

3
2

1
3
17
2

3
3

1

3

2

8

документации и стадии их разработки».
Практическое занятие №16. Составить опорный конспект: «Виды конструкторской
документации и стадии их разработки».
Тема 3.2. Чертежи и эскизы
29
Содержание учебного материала
деталей
Рабочий чертеж детали. Его назначение и содержание. Правила составления и чтения
рабочих чертежей деталей.
Назначение эскиза и рабочего чертежа. Рабочие чертежи изделий основного и
вспомогательного производства. Порядок и последовательность выполнения эскиза
детали.
Нанесение размеров. (ГОСТ 2.307-68).
Нанесение на чертежах условных обозначений и надписей: шероховатости поверхности,
предельные отклонения, обозначение допусков формы и расположения поверхностей,
обозначение покрытий и видов обработки, нанесение надписей.
Практическое занятие №17. Нанесение на чертежах условных обозначений и надписей:
30
предельные отклонения, обозначение допусков формы и расположения поверхностей,
обозначение покрытий и видов обработки, нанесение надписей
Практическое занятие №18. Чтение чертежей, содержащих изученные условности, в
31
том числе допусков размеров, обозначения покрытий, допуски формы и расположения.
Самостоятельная работа. Составить опорный конспект по темам: нанесение размеров на чертежах, нанесение на чертежах
шероховатости поверхности. Графическая работа «Выполнение эскиза детали».
Тема 3.3. Схемы
32
Содержание учебного материала
Схемы: понятие, классификация, условные обозначения, правила выполнения, порядок
чтения
Практическое занятие №19. Графическая работа «Схемы электрические»
33
Практическое занятие №20. Графическая работа «Схемы кинематические»
34
Практическое занятие №21. Графическая работа «Схемы гидравлические»
35
Самостоятельная работа. Графическая работа «Выполнение схем». Чтение схем.
Раздел 4. Строительные чертежи
Тема 4.1. Общие сведения о
36
Содержание учебного материала
строительных чертежах
37
Содержание и виды строительных чертежей.
Обозначение стандартов. Системы проектной документации для строительства. (СПДС).
Типы зданий и стадии проектирования
Наименование и маркировка строительных чертежей
Масштабы строительных чертежей.
Конструктивные элементы и схемы зданий.
Понятие о координационных осях. Правила нанесения размеров.
28

1

3

1

2

1

3

1
3

3

1

2

1
1
1
3
19
2

3

3
2

9

Обозначение выносок и ссылок на строительных чертежах
Практическое занятие №22. Нанесение размеров на строительные чертежи.
38
Самостоятельная работа. Составить конспект по темам «Конструктивные элементы и схемы зданий»; «Элементы конструкций
(изделий) и их маркировка.
Тема 4.2. Архитектурно39
Содержание учебного материала
Состав чертежей и условные графические изображения на них.
строительные чертежи
Фасады, планы и разрезы здания. Понятия, требования, расположение видов, условности
и упрощения, правила выполнения, нанесение размеров, допусков, вычерчивание планов,
разрезов и фасадов зданий, надписей, таблиц.
Основная надпись на строительных чертежах.
Правила чтения технической и технологической документации.
Схемы производства работ.
Практическое занятие №23. Графическая работа «Выполнение плана здания».
40
Практическое занятие №24. Графическая работа «Выполнение плана здания».
41
Практическое занятие №25. Графическая работа «Выполнение фасада здания».
42
Практическое занятие №26. Графическая работа «Выполнение фасада здания».
43
Практическое занятие №27. Графическая работа «Выполнение разреза здания».
44
Практическое занятие №28. Графическая работа «Выполнение разреза здания».
45
Самостоятельная работа. Составить конспект по теме «Архитектурно-строительные чертежи: планы, разрезы и фасады зданий».
Тема 4.3 Чтение и
46
Содержание учебного материала
Архитектурные элементы оформления здания.
выполнение чертежей по
Порядок чтения чертежей с архитектурным оформлением зданий
специальности
Графическое оформление архитектурно-строительных чертежей.
Практическое занятие №29. Чтение чертежей по специальности
47
Практическое занятие №30. Увеличение трафаретного рисунка.
48
Самостоятельная работа. Выполнение рисунка многоцветного мозаичного пола.
Выполнение комплексного чертежа.
Дифференцированный зачѐт
49
50
Всего

1
2

2
2

1

2

1
1
1
1
1
1
2
1

3

1
1
2
2

3
3
3
3

3
2

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Основы строительного черчения
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

компьютеры – 15;

столы компьютерные – 15;

стулья компьютерные –15;

интерактивная установка PrometheanActivInspire – 1;

комплект учебно-наглядных пособий «Техническая графика» (макеты деталей, макеты
деталей в разрезе, измерительные принадлежности);

комплект бланков технологической документации;

комплект чертежных принадлежностей;

комплект плакатов «Сечения»;

комплект плакатов «Разрезы».

комплект дидактического материала (карточки-задания, раздаточный материал для
выполнения практических и контрольных работ).
Действующая нормативно-техническая документация:

правила техники безопасности, санитарии;

инструкции по пожарной безопасности;

паспорт кабинета.
Технические средства обучения:

персональные компьютеры, подключѐнные к локальной сети и Интернет;

лазерный принтер;

сканер;

видеофильмы;

учебные CD;

Web-технологии.
Лицензионное программное обеспечение:

Антивирусная программ Антивирус Касперский Free.

Браузер Google.

Компас – 3D V15.1.

Комплект прикладных программ MS Office 2013.

Операционная система MS Windows 8.

Программа архивирования данных WinRar.

Программа распознавания текста ABBYY FineReader 8.0.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Гущина, О. М. Компьютерная графика и мультимедиатехнологии : электронное учебнометодическое пособие / О.М. Гущина, Н.Н. Казаченок. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018.

2. Инженерная и компьютерная графика : учебник и практикум для СПО / под общ. ред.
Р. Р. Анамовой, С. А. Леоновой, Н. В. Пшеничниковой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 246 с.
– Серия : Профессионально образование.
3. Инженерная и компьютерная графика. Изделия с резьбовыми соединениями : учеб.
пособие для СПО / В. П. Большаков, А. В. Чагина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательсов
Юрайт, 2019. – 167 с. – (Серия : Профессиональное образование).
4. Компьютерная графика 10 класс: учебное пособие / Сост. Лысенко С. Б., Семенова О.
И., Бигун Е. С., Жигалова И. А., Кузнецова И. В., Лукьянчикова О. А., Рыбалко Т. В., Плотникова
С. В., Тюканько С. В. – 2-е издание, доработанное. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»,
2019.
5. Компьютерная графика : учебник и практикум для СПО / В. А. Селезнев, С. А.
Дмитроченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 218 с. (Серия :
Профессионально образование).
6. Компьютерная графика 11 класс: учебное пособие / Сост. Лысенко С. Б., Семенова О.
И., Бигун Е. С., Жигалова И. А., Кузнецова И. В., Лукьянчикова О. А., Рыбалко Т. В., Плотникова
С. В., Тюканько С. В. – 2-е издание, доработанное. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»,
2019.
7. Основы работы в КОМПАС-3D : практикум / Л. Ю. Стриганова, Н. В. Семенова ; [под
общ. ред. Н. В. Семеновой] ; Мин-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург : Изд-во
Урал. ун-та, 2020. — 156 с.
8.
Чекмарев, А. А. Черчение : учебник для среднего профессионального образования /
А. А. Чекмарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 307 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-9154-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414661.
9.
Стандарты ЕСКД
10. Стандарты ЕСТД
Интернет-ресурсы:
1. Техническое черчение. Общие сведения о строительных чертежах. Элементы здания.
nacherchy@gmail.com
1. Библиотека методических материалов для учителя: http://www.metod-kopilka.ru/
2. Вольхин
К.А.
Конструкторские
документы
и
правила
их
оформления:
http://www.propro.ru/graphbook/
3. Геометрическое моделирование в современных системах автоматизации проектирования:
http://ad.cctpu.edu.ru/SAPR/SAPR_05/%D0%93%D0%95%D0%9E%D0%9C%D0%9E%D0%94.html
4.
Георгиевский О.В. Справочное пособие по строительному черчению. 2013 год. 100
стр. PDF. 7.5 Мб. http://www.ph4s.ru/book_enjener_graf.html
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru.
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации:
www.window.edu.ru .
7.
ЕСКД http://www.propro.ru/graphbook/eskd/eskd/GOST/index.htm
8. Инженерная графика. Курс лекций. Черчение, чертежи: http://ingraft.ru/part10/
9. Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования:
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214650.pdf
10.
Лаборатория
Электронных
Средств
Обучения
(ЛЭСО)
СибГУТИ:
http://www.labfor.ru/guidance/eskd/65
12

11.
Методические указания по выполнению чертежа схемы электрической
принципиальной: http://fet.mrsu.ru/text/distance/books/Engineering_graphics/1CDO/ig-z14-1.htm
12.
Нормативные документы, ГОСТы, СНиПы http://www.docx.su/index.php
13.
О.В. Геогриевский. Художественно-графическое оформление архитектурностроительных
чертежей.
Учебное
пособие
http://www.books.ru/books/khudozhestvennograficheskoe-oformlenie-arkhitekturno-stroitelnykh-chertezhey-uchebnoe-posobie-188102/
14.
О.В. Георгиевский Единые требования по выполнению строительных чертежей
http://www.books.ru/books/edinye-trebovaniya-po-vypolneniyu-stroitelnykh-chertezhey-101505/
15.
О.В. Георгиевский, Н. Бурова, О.В. Крылова. Сборник задач по строительному
черчению http://www.books.ru/books/sbornik-zadach-po-stroitelnomu-chercheniyu-167557/
16.
О.В. Георгиевский. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей.
http://www.ph4s.ru/book_enjener_graf.html
17.
Основы САПР: http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=140_CADedu/CAD.cou
18.
Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании:
http://ru.iite.unesco.org/publications.
19.
Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным
технологиям: www.lms.iite.unesco.org.
20.
Открытый
класс.
Сетевые
образовательные
сообщества:
http://www.openclass.ru/pages/184433
21.
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»:
www.ict.edu.ru.
22.
Портал нормативно-технической документации http://www.pntdoc.ru/gosteskd.html
23.
Портал Свободного программного обеспечения: http://freeschool.altlinux.ru/.
24.
Системы автоматизированного проектирования САПР CAD/CAM/CAE: http://saprcad.ru/glava-komponenty-sapr
25.
Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»:
www.digital-edu.ru.
26.
Строительное черчение. Каминский В.П., Георгиевкий О.В., Будасов Б.В.
http://profsmeta3dn.ru/news/2010-01-16-552
27.
Техническое черчение: http://nacherchy.ru
28.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(РОССТАНДАРТ) http://www.gost.ru/wps/portal/
29.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР:
www.fcior.edu.ru.
30.
Черчение
для
строителей
(Короев
Ю.И.)
учебное
пособие,
PDF...http://www.ph4s.ru/book_enjener_graf.html

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Основы строительного черчения
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения
обучающимися самостоятельных работ.
Результаты обучения
Основные показатели
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения,
результатов
результатов обучения
усвоенные знания)
подготовки
Умения
‒
читать
ОК 01 ПК 1.1. – 1.4
Оценка за выполнение практической
архитектурноОК 02 ПК 2.1 – 2.4
работы № 1-30.
строительные чертежи,
ОК 03 ПК 3.1 – 3.4
Оценка за выполнение
проекты, схемы
ОК 04 ПК 4.1 – 4.3
самостоятельной работы.
производства, работ.
ОК 05
Оценка за выполнение комплексной
ОК 06
практической работы
ОК 07
(дифференцированный зачѐт).
ОК 09
ОК 10
ОК 11
‒
требования единой
системы конструкторской
документации и системы
проектной документации
для строительства;
‒
основные правила
построения чертежей и
схем;
‒
виды нормативно
— технической
документации;
‒
виды строительных
чертежей, проектов, схем
производства работ;
‒
правила чтения
технической и
технологической
документации;
‒
виды
производственной
документации;
‒
виды строительных
чертежей, правила их
оформления и масштабы.

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

Знания
ПК .1. – 1.4
ПК 2.1 – 2.4
ПК 3.1 – 3.4
ПК 4.1 – 4.3

Конспектирование тем 1.1, 1.2; 2.1,
2.2, 2.3; 3.1, 3.2, 3.3; 4.1, 4.2, 4.3.
Оценка за устный опрос и
тестирование тем 1.1, 1.2; 2.1, 2.2,
2.3; 3.1, 3.2, 3.3; 4.1, 4.2, 4.3.
Оценка за выполнение
самостоятельной работы.
Оценка за выполнение комплексной
практической работы
(дифференцированный зачѐт).

Оценка результатов обучения
Для практических работ на ПК определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» (отлично):
- Графическая работа выполнена в срок.
- Графическая работа выполнена аккуратно и чѐтко.
14

- Изображения на чертеже выполнены правильно (полнота информации, отсутствуют
погрешности построения).
- Основная надпись заполнена полностью.
- Соблюдены все требования стандартов ЕСКД:
- «Форматы» ГОСТ 2.301-68;
- «Масштабы» ГОСТ 2.302-68;
- «Линии чертежа» ГОСТ 2.303-68;
- «Чертежный шрифт» ГОСТ 2.304-68;
- «Изображения – виды, разрезы, сечения» ГОСТ 2.305-68;
- «Графическое обозначение материалов» ГОСТ 2.306-68
- Поставлены все размеры.
- Аксонометрические проекции выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 2.31769.
Оценка «4» (хорошо):
- Графическая работа выполнена в срок.
- Графическая работа выполнена аккуратно и чѐтко.
- Изображения на чертеже выполнены правильно (полнота информации, отсутствуют
погрешности построения).
- Соблюдены все требования стандартов ЕСКД:
- «Форматы» ГОСТ 2.301-68;
- «Масштабы» ГОСТ 2.302-68;
- «Чертежный шрифт» ГОСТ 2.304-68;
- «Изображения – виды, разрезы, сечения» ГОСТ 2.305-68;
- «Графическое обозначение материалов» ГОСТ 2.306-68
- Основная надпись заполнена не полностью.
- Отклонения от требований ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров»:
- выносные линии выходят за размеры не более чем на 2…5 мм;
- не соответствует расстояние между размерными линиями;
- размерные линии пересекаются выносными;
- ошибки в обозначении цилиндричности, сферических и плоских поверхностей;
- отсутствуют габаритные размеры;
- замыкание размерной цепи
- Штриховка в аксонометрических проекциях с отклонением от требований ГОСТ 2.31769 «Аксонометрические поверхности»
Оценка «3» (удовлетворительно):
- Несвоевременно выполнена графическая работа.
- Недостаточная четкость и аккуратность при выполнении чертежа.
- Нерационально использовано поле чертежа.
- Не полностью заполнена основная надпись.
- Начертание линий с отклонениями от ГОСТ 2.309-68 «Линии чертежа».
- Отклонение от требований ГОСТ 2.305-68 «Изображения – виды, разрезы»:
- нарушена проекционная связь;
- ошибки в оформлении и обозначении вида, разреза, сечения;
- неверно определена видимость элементов в изображении.
- Отклонения от требований ГОСТ 2.306-68 «Обозначение материалов и правил нанесения
их на чертеж»:
- неправильный угол наклона штриховки;
- отсутствует штриховка на разрезах и сечениях.
- Разрезы на чертежах поставлены не полностью.
- Нанесение букв и цифр с отклонениями от ГОСТ 2.304-81 «Чертежный шрифт».
- Построение аксонометрических проекций с отклонениями от требований ГОСТ 2.317-69
«Аксонометрические проекции».
15

Оценка «2» (плохо):
- Несвоевременно выполнена графическая работа.
- Недостаточная чѐткость и аккуратность при выполнении чертежа.
- Нерационально использовано поле чертежа.
- Изображение не отображает форму изделия.
- Не заполнена основная надпись.
- Начертание линии не соответствует требованиям ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа».
- Не соблюдены требования ГОСТ 2.305-68«Изображения-виды, разрезы, сечения»:
- отсутствие проекционной связи;
- не верно оформлены и обозначены виды, разрезы, сечения
- Отсутствуют размеры на чертежах.
- Написание букв и цифр не соответствует ГОСТ 2.304-81 «Чертежный шрифт».
- Положение осей и штриховка в аксонометрических проекциях не соответствуют ГОСТ
2.317-69 «Аксонометрические проекции».
Для самостоятельных работ с использованием Интернет-ресурсов:
Оценка «5» (отлично) – выполнил все задания правильно;
Оценка «4» (хорошо) – выполнил все задания, иногда ошибался;
Оценка «3» (удовлетворительно) – часто ошибался, выполнил правильно только
половину заданий;
Оценка «2» (плохо) – почти ничего не смог выполнить правильно.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
изложил
материал
грамотным
языком
в
определенной
логической
последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
16

Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка контрольных (практических/проверочных) работ по теоретическому
курсу:
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ, с
соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу инженерной графики, а также с материалом, усвоенным при изучении
других предметов, умеет применить знания в новой ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объѐма задания, но в ней
имеются недочеты;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий,
объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- студент испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объѐм выполненной части составляет не менее
2/3 от общего объѐма), но допущены существенные неточности;
- студент обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объѐм выполненной части менее 2/3 от общего
объѐма задания);
- студент показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».